Желудочки головного мозга.

Лимбическая система.

До настоящего времени последняя в описаниях различных ученых не имеет четких морфологических гра­ниц. Однако большинство сходится в том, что в понятие лимба — кольца — обязательно входят две извилины, окаймляющие ствол. Это—gyrus cinguli et gyrus parahippocampalis. По мнению Пейпза (1937), они формируют «анатомическое эмоциональное кольцо», в состав которого также включают гиппокамп, свод, сосочковые тела, передние ядра зрительного бугра, поясную извилину, т. е. образова­ния, различные по строению и по происхождению. Они относятся как к древней, так и межуточной коре. Поэтому «лимбическая система» понятие скорее функциональное, чем анатомическое.

По мнению Пейпза, афферентные импульсы, поступающие из различных рецеп­торов, достигнув гипоталамической области, делятся на три «потока») «поток движе­ний»— к полосатому телу, «поток мысли»— от зрительного бугра к латеральной коре, и «поток чувств»— от таламической области к гипоталамусу, вновь к зритель­ному бугру, сосочковым телам и к поясной извилине. Скорее всего именно так рас­пространяются импульсы нашего двигательного, сенсорного и эмоционального опыта, достигающие соответствующих участков коры головного мозга, где и происходит отбор нужных именно в данный конкретный момент сигналов Лишь эта информация отсылается в лимбическую систему, там накапливается, моделируется, приобретает окраску соответственно имеющемуся опыту и рассудку, что и обусловливает пове­дение.

Важно подчеркнуть, что лимбическая система регулирует функцио­нальное состояние всех внутренних органов и желез внутренней сек­реции. Она связана по типу концентрических кругов с колоссальным количеством восходящих и нисходящих путей.

Большие полушария головного мозга плода, постепенно развива­ясь, покрывают на 3-м месяце внутриутробной жизни промежуточный мозг, на 4-м—средний, на 6—8-м—мозжечок. В процессе смещения и неравномерного роста между полушариями и остальными отдела­ми ствола формируются сообщающиеся между собой мозговые желудочки, бо­ковые из них считают первым и вторым.

В настоящее время в стенках желудочков обнаружены специали­зированные нервные окончания, получившие название «контролирую­щих рецепторов». Они, являясь своеобразными центрами, обеспечива­ют контроль дыхания, насыщения едой.

 

 

Контрольные вопросы к лекции:

1. Образования, входящие в состав ствола головного мозга.

2. Общая характеристика стволовой части головного мозга.

3. Ретикулярная формация: строение, топография.

4. Функциональное значение ретикулярной формации.

5. Функциональная анатомия промежуточного мозга.

6. Функциональная анатомия мозжечка.

7. Общая характеристика полостей ствола мозга.

 

Ствол головного мозга; ядра головных нервов, их локализация.

Цель лекции. Рассмотреть топографию ядер головных нервов.

план лекции:

1. Общий обзор черепно-мозговых нервов.

2. Общая функциональная характеристика ядер головных нервов: понятие о двигательных и вегетативных ядрах.

3. Характеристика ядер по отдельным головным нервам.

4. Раскрыть принципы локализации ядер в стволе головного мозга.

5. Разбор схемы локализации ядер головных нервов в ромбовидной ямке.

6. Локализация ядер III и IV пары головных нервов.

7. Функциональное значение особенностей локализации ядер в стволе мозга.

8. Клиническое значение особенностей локализации ядер в стволе мозга.