Тема 33. Особенности регулирования антимонопольной деятельности

 

Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов. Основаниями для включения предприятий-монополистов (республиканский или местный) должны быть:

- доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;

- злоупотребление хозяйствующим субъектам доминирующим положением, т.е. совершение запрещенных действий;

- невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении запрещенных действий.

Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства созданы специальные органы власти – Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления, которые составляют единую систему.

Федеральная антимонопольная служба[52] является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных моно­полий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных за­конодательством полномочий антимонопольного органа).

В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[53].

Руководство Федеральной антимонопольной службой осуществляет Правительство Российской Федерации. Эта служба:

- проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяй­ствующими субъектами, федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганами местного самоуправления, иными наделенными функ­циями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, ин­формацию, объяснения в письменной и устной формах;

- осуществляет контроль и надзор: за соблюдением коммер­ческими и некоммерческими организациями, федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимоно­польного законодательства, законодательства о естественных мо­нополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естест­венных монополий на недискриминационных условиях; за дейст­виями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъек­тов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной уста­новленной генерирующей мощности электростанций, включае­мых в сослав генерирующих компаний».

Переход к рыночным отношениям поставил перед государством задачу обеспечить нормальные рыночные отношения, поддержать конкуренцию как главную движущую силу рынка и подавить монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных отношений. Для реализации этой задачи был издан специальный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и созданы специальные государственные антимонопольные органы.

Федеральная антимонопольная служба разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства; контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйствующих обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках страны хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба имеет такие полномочия: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, об устранении их полномочий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договоров с другим хозяйствующим субъектом, перечислении прибыли в федеральный бюджет; полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также должностных лиц органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний службы.

 

Тема 34. Государственное управление сферами общественной жизнедеятельности в Российской Федерации

 

«Реформирование социальной и экономической жизни не терпит субъективности, оно подчиняется объективным законам. Россия, создавшая самодостаточную культуру, выработала и свои собственные формы и способы организации социальных процессов»[54].

«Термин «социальный» отражает общественный характер человеческой деятельности. Понятие «экономический» предполагает рассмотрение взаимоотношений человека с природным и социальным окружением, которые обеспечивают ему средства удовлетворения материальных потребностей и «подразумевает конкретную ситуацию выбора … между различными способами использования средств, порождаемого их ограниченностью»[55].

Экономическая деятельность людей на всех этапах развития человеческого общества направлена на создание материальных условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно между собой взаимосвязаны, постольку и изменение условий жизни одного инвалида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов и поэтому требуется согласование их деятельности. Комплекс мер государства по согласованию указанной деятельности и получил название социальной политики. Здесь осуществляются мероприятия государства, направленные на регулирование общественных отношений в социальной сфере.

В социальной политике государства свое отражение находит уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения личных и общественных потребностей которые постоянно растут, и социально- политической стабильности в обществе.

При любой социально-экономической системе перед государством стоит ряд социальных проблем, которые максимально должны быть решены государством и представляемым его правительством. На решение этих проблем и должна быть направлена социальная политика:

- справедливое распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

- защита необеспеченных слоев населения;

- создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;

- обеспечение населения достойным человека жилищем, создание наиболее благоприятных условий для труда, образования и здравоохранения населения городов и населенных пунктов;

- обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики.

Для решения социальных проблем в нашей стране были сделаны положительные шаги в периоды реализации программ социально-экономического развития в дореформенный период.

На основании выше перечисленных проблем можно сформулировать следующие задачи социальной политики, на решение которых она и направлена:

· осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально экономических прав;

· обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

· поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

· развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения;

· создание условий для всестороннего развития человека.

Главная цель приоритетных национальных проектов в России – «инвестиции в человека, в повышение качества жизни». Работа по этим проектам требует особой управленческой схемы. «Ряд программ, особенно в жилищном строительстве и образовании, стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса».

«Принципиальной особенностью национальных проектов стала их инновационная направленность. Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех школ, и обеспечение доступа к Интернету. Здесь и снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием, финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения. Реализуется долгосрочная жилищная программа, а также решаются многие смежные вопросы: градостроительной политики, использования энергосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом».

Различаются три основные направления управленческой деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов:

1) управление в экономической сфере, которое включает управление государственным имуществом, осуществление антимонопольной политики и поддержки предпринимательства, управление промышленным, военно-промышленным, агропромышленным, транспортно-дорожным, строительно-жилищным и экологическим комплексами, финансами и другими отраслями экономического профиля;

2) управление в социально-культурной сфере, включающее такие отрасли, как образование, наука, здравоохранение, культура, труд и социальное развитие;

3) управление в административно-политической сфере (безопасность, оборона, иностранные дела, внутренние дела, юстиция).

 

В разных темах изучаемого нами курса мы, в основном, рассматриваем основные направления управленческой деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в экономической сфере. Рассмотрим их деятельность в двух других названных нами сферах.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, так как образование – это будущее страны.

Государственная политика в области образования основывается на таких принципах: единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; гуманистический характер образования; свобода и плюрализм в образовании; светский характер образования; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Раскройте сущность данных принципов.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов в различного уровня и направленности сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им организаций и учреждений.

Назовите основные цели и задачи, поставленные Правительством РФ, в сфере образования. Покажите, как выполняются основные мероприятия национального проекта «Образование» (например, в Самарской области). Рассмотрите правовой статус образовательного учреждения, высшего учебного заведения.

Подробно остановитесь на структуре, полномочиях и деятельности органов управления образованием в России (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и др.); федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов Федерации).

ФЗ «О науке и государственно-научной политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (услуг работ).

Организация государственного управления наукой и технической политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости от характера решаемых задач и источников финансировании.

Рассмотрите правовой статус научных учреждений и организаций (Российская Академия Наук, отраслевые академии наук, научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации).

«Модернизация российской экономики невозможна без подъема отечественной науки…

Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. Сегодня для большинства людей нанотехнологии – это такая же абстракция, как и ядерные технологии в 30-е годы прошлого века. Однако нанотехнологии уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки»[56].

Подробно остановитесь на структуре, полномочиях и деятельности органов управления в области науки в РФ (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям и др.).

Многие важные направления культурной деятельности определены в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Большое значение для управления в области культуры имеют законы: «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»; «О средствах массовой информации» и др.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сфере культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия России.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством РФ, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Раскройте полномочия и деятельность органов управления в области культуры в РФ (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство и др.).

Важное значение в регулировании сферы здравоохранения имеют законы: «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О медицинском страховании граждан РФ» и др.

«Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровления окружающей среды и т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья»[57].

Государственные и муниципальные учреждения оказывают медицинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением. Медицина перешла и на платное обслуживание. Сегодня создана платная медицина. В нее включаются частные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также лица, которые занимаются частной медицинской практикой.

Новым направлением в области здравоохранения стало оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан. Медицинское страхование осуществляется на добровольной или обязательной основе. Какова цель медицинского страхования граждан РФ?

Расскажите, как реализуется национальный проект «Здоровье» (можно и на примере Самарской области).

Для организации управления здравоохранением функционируют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по физической культуре спорту и туризму, а также другие федеральные органы исполнительной власти. Участие в управлении здравоохранением принимают и другие государственные и общественные организации: профсоюзы, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

Управление в субъектах Российской Федерации осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.

Раскройте их полномочия и деятельность, укажите на недостатки.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Российской Федерации для реализации данных конституционных положений создана система управления в области труда и социального развития. Рассмотрите правовую базу в области труда и социального развития. Расскажите о программах и мерах, принимаемых Правительством РФ в этом направлении и их реализации.

Раскройте полномочия и деятельность органов управления в области труда и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Назовите основные проблемы в данной сфере.

Раскрывая вопрос «Государственное управление в административно-политической сфере», напомните студентам, что в теме 19 вы рассматривали «Управление внутренними делами».

В «Концепции национальной безопасности» Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года (в редакции от 10 января 2000 года), указаны основные направления деятельности государства и общества в этой сфере. Назовите их.

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей и государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной ценности.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности участвуют Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.), органы государственной власти субъектов РФ. Рассмотрите их полномочия и деятельность.

ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в этой области, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Под обороной РФ понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также вооруженной зашиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Основой обороны являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы России в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть использованы и в качестве миротворческих сил (для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ).

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны: военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование военной техники и оружия; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и др.

«Мы приступили к реализации новой Государственной программы вооружений на 2007–2015 годы. Большая часть ее расходов должна идти именно на серийные закупки нового вооружения и военной техники. Чтобы эффективно использовать эти средства, контракты будет заключать новое специализированное федеральное агентство. Именно ему все остальные силовые структуры делегируют часть своих функций, связанных с размещением заказов и оплатой контрактов»[58].

В соответствии с двумя основными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне» в Российской Федерации определяется организация комплектования Вооруженных Сил. Раскройте этот вопрос и расскажите о прохождении военной службы в Вооруженных Силах.

Конституцией Российской Федерации ФЗ «Об обороне» и другими нормативными правовыми актами определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области обороны. Раскройте их полномочия (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по оборонному заказу, главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) и др.).

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, а также Правительство Российской Федерации. Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации. Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, округа противовоздушной обороны, флоты.

Вооруженные силы Российской Федерации делятся на виды: Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные Силы, Сухопутные войска, Военно-Морской Флот. Каждый вид состоит из родов войск и специальных войск. К обороне привлекаются и другие войска: Федеральной пограничной службы РФ, Железнодорожные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и указанные в законе органы.

В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемых военными комиссарами. Расскажите о их работе, а также о полномочиях органов местного самоуправления по управлению обороной.

Внешнеполитическая деятельность соответствующих государственных органов РФ представляет комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, имеющих своей целью обеспечить защиту общегосударственных интересов, создать наиболее благоприятные условия для решения кардинальных внутренних задач. В первую очередь это сохранение территориальной целостности страны, обеспечение национальной безопасности, демократизация общества, проведение реформ, выход на мировые рынки без всякой дискриминации, вхождение в международные организации, участие в которых стимулирует нашу экономику.

Основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российской Федерации[59]. Раскройте его полномочия.

Расскажите, какие меры по обеспечению реализации внешней политики страны осуществляет Правительство Российской Федерации.

В Совете Федерации подлежат обязательному рассмотрению принятые Государственной Думой законы по вопросам: ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел является Министерство иностранных дел Российской Федерации. Его деятельность непосредственно связана с реализацией внешней политики страны и подчинена Президенту Российской Федерации. Каковы его основные задачи, полномочия? Расскажите о деятельности МИД России. Многие функции Министерство иностранных дел РФ осуществляет через свои зарубежные органы (дипломатические представительства и консульские учреждения). Организационными формами их являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Федерацией установлены дипломатические отношения.

Правовой базой деятельности дипломатических представительств являются нормы международного права, а также соглашения России с правительствами стран пребывания.

Консульские учреждения образуются на основе взаимного согласия Российской Федерации с другими государствами. Они функционируют в крупных городах, речных, морских портах страны пребывания.

Расскажите о полномочиях и деятельности представительств и консульств за рубежом. Рассмотрите вопрос об административно-правовом регулировании въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Юстиция как отрасль управления выполняет важные задач по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений. За последние годы произошли изменения в системе государственного управления Российской Федерации, которые потребовали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юстиции. Был принят ряд важных законов: «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Минюста России:

- реализация государственной политики в сфере юстиции;

- обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

- обеспечение установленного порядка деятельности судов;

- обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

- обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Основным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности государственных органов.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава – заместителя Министр юстиции РФ.

Расскажите о структуре Службы судебных приставов, их деятельности. Рассмотрите функции Минюста России в уголовно-исполнительной системе МВД РФ.

В пределах своих полномочий Минюст РФ вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для всех субъектов правоотношений.