Падение Западной Римской Империи

Рим

Древняя Греция

Культура и религия древнего Египта

Наибольшую известность культура древнего Египта приобрела благодаря пирамидам. Строительство пирамид началось с XXVII века до н.э. при фараоне Джосере. Самой известной пирамидой является пирамида Хеопса, построенная в XXI веке до н.э.

В Древнем Египте существовала иерархия среди богов, как то бог Ра – верховный бог, а Осирис – любимый бог человечества.

В качестве системы письма использовалась иероглифическая система, которая была расшифрована только в XVIII веке.

 


Тема 3: Древняя Греция, Рим, период античности

Цивилизации Древней Греции и Рима легли в основу политической, экономической и духовной жизни современной европейской цивилизации. В Античной Греции не сложилось крупного государства, греческая экономическо-политическая жизнь развивалась в форме небольших городов – древнегреческих полисов (небольшое поселение и прилежащая округа). Каждый полис имел свои законы, свою систему управления. Земля была общей собственностью всех граждан.

Античная Греция – родина демократии (принцип выборности правителя, законодательство). Политические права были только у мужчин полиса. Граждане решали все важнейшие вопросы в жизни полиса (вопросы войны и мира, избрания, приговоры к изгнанию или казни). Наибольшего развития демократии достигает полис Афины.

В VI веке до н.э. Солон провел в Афинах серьезную реформу, по которой все население полиса было разделено на разряды в зависимости от их финансового положения. Управление полисом было у выборного сената «пятисот» (состоящего примерно из 500 сенаторов). Общее население Афин на тот момент составляло около 30000 человек.

 

Другой вариант развития полиса – Спарта – это военизированное государство. Единственным уважительным занятием для граждан было военное дело. Население подразделялось на две категории: спартанцы и илоты (рабы). В Спарте экономика была основана на труде рабов. Образ жизни спартанцев всегда подразумевал максимально суровые условия.

 

Рим был основан в 753 году до н.э. племенами латинов. Потомки основателей Рима называли себя патрицами. Высший орган управления состоял из 300 человек, старейшин родов. Пришлое население называли плебеями. Плебеи не играли никакой роли в управлении городом, они, по сути, были прислугами. Первоначально в Риме существовала царская система управления. Последний царь, Тарквиний Гордый, был убит в 509 году до н.э., с тех пор в Риме установилась республиканская система, верховная власть принадлежала двум консулам. В результате борьбы патриций и плебеев, последним удалось добиться введения народных трибун. В середине V века до н.э. были приняты законы, улучшающие положение плебеев: им разрешалось учувствовать в выборах, разрешались браки между патрицами и плебеями.

Примерно с III века до н.э. Рим начинает завоевательные войны. В результате этих войн сначала вся Италия попадает под римскую власть, а затем начинается и экспансия вовне. Первым пал Карфаген в период пунических войн. На их протяжении сначала острова Сицилия, Корсика и Сардиния перешли к Риму, затем в 202 году был разгромлен Ганнибал (битва при Каннах), и в конце концов Карфаген был разрушен и распахан, Рим утвердил свое господство над средиземноморьем.

В Риме возникает классическая система рабства. Все римское хозяйство держалось на труде рабов. Раб не имел никаких прав. Завоевательные войны обеспечили Риму огромный приток рабов, их труд эксплуатировали. Раб не мог ни на кого пожаловаться. Рабский труд, по сути, лежал в основе всего.

Римская Республика на рубеже тысячелетий переживает кризис, образовавшийся в связи с возникновением комплекса различных социальных и классовых противоречий. Ярким примером служит восстание рабов в 74 – 71 гг. до н.э.

В 90 – 80 гг. до н.э. происходила союзническая война. Города Италии, будучи во власти Рима, выступали за уравнение прав своих граждан с правами граждан Рима. В итоге римское правительство пошло на уступки и предоставило права всем гражданам Италии.

В результате кризиса, Римская Республика приходит в упадок и ее сменяет Римская Империя. Кризисные процессы привели к необходимости в смене политической системы на принципат, в соответствии с которым вся власть сосредотачивалась в руках 1 лица. Римская империя достигает пика своего расцвета во II веке до н.э. Все средиземноморье стало ее территорией. С конца II века Империя от завоевательной политики переходит к оборонительной. Высокого расцвета достигают ремесла, торговля, градостроительство. Испытывают большой подъем образование, культура. В то время жили такие поэты, как Овидий, Вергилий, Гораций. Так же в то время переживает свой расцвет и философия.

Рабовладельческий способ производства постепенно приходит в упадок. Сокращается приток рабов, в сфере сельского хозяйства наступает кризис. Приток рабов прекратился, в следствие чего ужесточилась эксплуатация существующей рабской рабочей силы, что в итоге привело к массовому саботажу рабского труда. Возникает колона – сдача земли в аренду. За пользование землей владелец – колон – должен был отдавать часть урожая. Негативную роль во всем происходящем сыграли изменения климата, похолодания, из-за чего урожай еще больше сократился. Римская Империя входит в полосу кризиса, в III век, период потрясений, смут и волнений.

Для стабилизации ситуации начинается эпоха домината: опора на бюрократию, чиновничество. Власть императора становится единоличной и неподконтрольной. В духовной жизни начинается упадок. Римская Империя разделяется на Западную и Восточную.

Серьезный толчок к развитию получает христианство. В I – II веках христиан преследовали, что, как ни странно, привело к образованию сильной, организованной и сплоченной церкви, способной противостоять властям. Начиная с III века христианство получает поддержку в лице руководящего слоя. В 313 году был достигнут компромисс между церковью и государством. Церковь признавала божественность власти (но не в едином лице), христиане обещали не уклоняться от военной службы, император же взамен освободил церковь от язычества и разрешил гражданам свободу вероисповедания. Поддержка государства способствовала укреплению влияния церкви, в следствие чего она превратилась во внушительную политическую силу. Около 10% всей земли Римской Империи в итоге принадлежали церкви. При императоре Феодосе, христианство стало государственной религией Рима. В конце IV века, любое вероисповедание, отличное от христианство, попадало под запрет.

 

В IV веке из-за изменения климата начинаются массовые движения народов с востока на запад. Это встречает отпор со стороны римских властей. Варвары при переселении нападали на римские владения.

В 378 году вест-готы разгромили римскую армию у Андрианополя. В начале V века продолжались опустошительные варварские набеги на территорию Западной Римской Империи. В 410 году вест-готы захватили и разграбили Рим, что вызвало у всех потрясение. Гунны же разгромили десятки городов.

За последние 20 лет Римской Империи императоры сменялись 9 раз. В последствии Рим еще раз был захвачен, на этот раз вандалами, которые разнесли город словно смерч. В 476 году конец Западной Римской Империи положил скир Одоакр, свергнув последнего императора Ромула Августа. Его власть над регионом в последствии была признана. На территории З.Р.И. образовались около десятка варварских королевств.


 

 

Тема 4: Крайнее средневековье

V – XI века

После падения Рима, повсюду начали возникать различные варварские королевства, крупнейшим из которых являлось королевство Франков.

Социально-экономические отношения в средневековье заключались следующим образом: крупные землевладельцы назывались феодалами (феод – земельное владение, жалуемое за службу). Земля феодалов могла разделяться на поместья. Большую часть земли феодал оставлял за собой, а часть распределял между своими подданными. За пользование земельными переделами они должны были нести повинность: либо барщину, либо оброк.

В X – XI веках сложилась система феодальной зависимости крестьян. Часть крестьян стали свободными, приобрели собственные дома и орудия труда. Часть же заключали договора, в которых декларировались их права. Самым низким классом были сервы – те же самые рабы.

 

Система вассалитета-сюзеренитета заключалась в том, что вассал получал поместья от своего сеньора только на условиях несения военной службы и исполнения других обязанностей в пользу своего сюзерена. Феодальная лестница сложилась следующим образом:


 

           
   
   
 
     
 
 
 
   
 
 
 

 

 


Вассалы должны были составлять армии своих сеньоров, и в последствии армия короля составлялась из этих самых небольших феодальных войск. Сформировался рыцарский кодекс чести. Большое значение приобрели династические браки, как средство для беспрепятственного объединения нескольких феодальных владений в одно.