Понятие информации с ограниченным доступом. Цели защиты информации и степени секретности.

Основные законодательные положения защиты информации.

К настоящему моменту в России действует пакет законов, имеющих отношение к информационной сфере общественной жизни и к вопросу обеспечения безопасности информации. Наиболее важ­ными из них являются:

1. Закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации», введенный в действие в начале 1995 года,

2. Закон «О государ­ственной тайне», введенный в действие в середине 1993 года.

Известно, что владение информационными ресурсами создает предпосылки прогрессивно­го развития любого общества. Искажение информации, блокирование процессов ее получения или внедрение ложной информации способствует принятию оши­бочных решений. Информация является специфическим продуктом, который может быть представлен некотором в материализованном виде.

Для определения информации как объекта права, и применения по отношению к ней любых законодательных норм необходимо ее разъяснение. Закон «Об информации...», направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает такое разъяснение:

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Этим же Законом определено, что информационные ресурсы, т.е. отдельные документы и отдельные массивы документов, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника. При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним.

Впервые введено понятие документированной информации с ограниченным доступом, которая подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию (т.е. представляющую коммерческую, личную, служебную и другие тайны).

Государство имеет право выкупа информации, представляющей собой государственную тайну, у физических и юридических лиц. Кроме того, собственник информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Таким образом, законом определяется некоторая категории информации, которая требует определенных ограничений в ее использовании, а сама информация требует защиты. Цели защиты информации определены следующим образом:

1. предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки инфор­мации;

2. обеспечение безопасности личности, общества, государства;

3. предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, мо­дификации, искажению, копированию, блокированию информации; предот­вращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документи­рованной информации как объекта собственности;

4. защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

5. сохранение государственной тайны, конфиденциальности документиро­ванной информации в соответствии с законодательством;

6. обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разра­ботке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Для достижения указанных целей организации, использующие инфор­мацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государ­ства, обязаны иметь в своем составе специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Закон «Об информации...» определяет взаимоотношения в целом в информационной сфере, а Закон «О государственной тайне» устанавливает более детально правовой режим только для сведений, составляющих государ­ственную тайну Российской Федерации.

Под государственной тайной в законе понимают защищаемые государ­ством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономичес­кой, разведывательной и оперативно-розыскной де­ятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Степень секретности сведений, составляющих го­сударственную тайну, должна соответство­вать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. Устанавли­ваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носите­лей указанных сведений:

1. «особой важности»,

2. . «секретно».

3.«совершенно секретно»

С точки зрения организации защиты информации, отнесенной к государ­ственной тайне, необходимо знать, что на носитель такой информации обязательно должны наноситься реквизиты, включающие следующие данные:

1. о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт перечня сведений, подлежащих засекречиванию действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данном учреждении и организации;

2. об органе государственной власти и, о предприятии, об учреждении, организации, осуществляющих засекречивание носителя;

3. о регистрационном номере;

4. о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Анализ названных выше законов, а также проектов других типов, находящихся на доработке показывает, что государство, владея информацией, представляющей национальное достояние изыскивает специальные меры, обеспечивающие контроль ее использования и качества защиты.

С учетом современных условий, контроль за использованием информации можно эффективно осуществлять через ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ деятельности предприятий и организаций, а за качеством систем обработки и защиты информации — через систему обязательной СЕРТИФИКАЦИИ.