Пример 1
Алгоритм использования
Ограничения
Назначение
Угловой φ - критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости некоторого эффекта, заинтересовавшего исследователя. Особенно удобно его использовать при проверке «отсутствия - наличия эффекта» при сравнении контрольной и экспериментальной групп.
1. если n A и n B - объемы выборок, то n A ≥ 5, n B ≥ 5. Допускаются также случаи:
n A = 2, n B ≥ 30;
n A = 3, n B ≥ 7;
n A = 4, n B ≥ 5.
2. ни одна из сопоставляемых долей в каждой выборке не должна быть равна нулю.
1. проверить выполнимость ограничений для n A и n B;
2. определить значения признака, которые будут делить испытуемых на тех, у которых «есть эффект». И на тех, у которых «нет эффекта». Подсчитать количество таких испытуемых в группах А и В. Занести данные в таблицу:
«Есть эффект» | «Нет эффекта» | Сумма | |
Группа А | А | B | A + B |
Группа В | С | D | C + D |
А + С | B + D | A + B + C + D |
Проверить совпадение контрольной суммы A + B + C + D = n A + n B;
3. подсчитать процентные доли испытуемых, у которых «есть эффект», и тех, у кого «нет эффекта», в обеих выборках и занести в четырех клеточную таблицу:
«Есть эффект» (%) | «Нет эффекта» (%) | |
Группа А | M (%) | K (%) |
Группа В | P (%) | Q (%) |
Проверить, не равны ли некоторые процентные доли нулю. Если одна из долей равна нулю, то можно сдвинуть точку деления признака на две группы;
4. сформулировать гипотезы:
Н 0: доля испытуемых, у которых «есть эффект» в группе А, не выше доли испытуемых в группе В;
Н 1: доля испытуемых, у которых «есть эффект» в группе А, выше доли испытуемых в группе В.
5. по таблице 3.1 приложения найти величины углов φ 1 и φ 2 для процентной доли тех, у кого «есть эффект», в каждой выборке;
6. подсчитать эмпирическое значение критерия по формуле
φ эмп. = (φ 1 – φ 2) √ n 1 n 2 / n 1 + n 2;
7. по таблице 3.2 приложения определить р – уровень значимости различий для полученных процентных долей. Для контроля сравнить φ эмп. с φ кр. (p ≤ 0,05 ) = 1,64 и φ кр. (p ≤ 0,01) = 2,31.
Изобразить найденные значения на оси значимости:
зона значимости зона неопределенности зона не значимости
φ кр. (p ≤ 0,01) φ кр. (p ≤ 0,01)
Если φ эмп. ≥ φ кр. на некотором уровне значимости, то Н0 отвергается на этом уровне значимости. Если φ эмп. ≤ φ кр. (p ≤ 0,05), то принимается Н0.
Имеются две группы детей из параллельных средних групп детского сада, одна из них экспериментальная, другая - контрольная. В экспериментальной группе проводилась работа по развитию пространственных представлений по новой методике, в контрольной группе по обычной методике. После этого в обеих группах давалась задача на прохождение лабиринта. В экспериментальной группе из 20 человек с заданием справились 12, а в контрольной группе из 25 человек с заданием справились 10. Достоверно ли различаются результаты в этих группах?