Негативные факторы компьютерного обучения
Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения: 1) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию; 2) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение; 3) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры; 4) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ; 5) пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
Лекция 13 - Интерактивные технологии и методы обучения иностранному языку
План:
1. Мультимедийныеинтерактивные технологии
2. Немультимедийные методы, цели и приемы, способствующие интерактивной деятельности
3. Игровые интерактивные технологии
1. Мультимедийные интерактивные технологии
Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении ИЯ значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Мультимедийные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств ак:
1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео -, аудио- ролики, ресурсы сети Интернет);
2) оборудование (ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
На видеокурсах, являющимися прекрасным дополнением к содержанию урока, показаны социокультурные реалии: мимика и жесты, одежда, окружающая обстановка. На аудиодисках, DVD дисках, которые являются обязательным компонентом современных УМК, записаны тексты и задания для аудирования, песни, рифмовки, упражнения для работы над произношением.
В настоящее время имеется множество мультимедийных средств обучения, такие как интерактивные курсы «Tell me more», «Английский: путь к совершенству», детские энциклопедии (например: «Encyclopedia Britannica»), и т.д. Они рассчитаны на обучение речевым деятельностям.
Учитель может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на PowerPoint. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ учащимися с последующей демонстрацией на класс.
Многие интерактивные программные средства позволяют обратиться к источникам, расположенным в сети Интернет, что помогает ученикам глубже понять и усвоить изучаемый материал.
На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например SMART Board. Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Вместе с интерактивной доской SMART Board поставляется программное обеспечение SMART Notebook. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:
1) При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.
2) На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании времен "Simple" и "Progressive").
3) Функция «drag and drop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери под пару», «сделай сочетание», «соотнеси» (в отличие от презентаций PowerPoint, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).
4) На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.
5) Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.
В программе имеется большая коллекция готовых тематических картинок, которые также можно использовать на уроках введения, закрепления, активизации и контроля всех видов речевой деятельности обучающихся.
2. Немультимедийные методы, цели и приемы, способствующие интерактивной деятельности
В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяются различные варианты обучения в сотрудничестве, которые способствуют извлечению учащихся в интерактивную деятельность на уроках. Главная идея обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.Основным вариантами обучения в сотрудничестве является: 1) обучение в команде (Student Team Learning), 2) "ажурная пила, машинная ножовка" (Jigsaw), 3) обучение под девизом "Учимся вместе" (Learning Together).
1)Student Team Learning (STL, обучение в команде), состоит в том, что учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить (группы не соревнуются между собой). Создаются несколько подгрупп учащихся, которым дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по "верхушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Успех или не успех всей группы зависит от индивидуальной ответственности каждого ее члена. После завершения задания всеми группами учитель организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаково для всех групп) либо рассмотрение задания каждой группой, если задания были разные.
2) Другой вариант организации обучения в сотрудничестве условно называется "Пила" (название Jigsaw ввел Э.Аронсон в 1978 году). На этапе творческого применения языкового материала учащиеся подразделяются на "Ноте Groups" (первоначальные группы) по три человека в группе. Количество учащихся в таких группах зависит от количества предлагаемых текстов. Каждый из учеников выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания, относящиеся к нему. Цель работы на данном этапе -самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации (цель может варьироваться в разных текстах) и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного.
Второй этап работы проходит в "Expert Groups" (экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над первым текстом, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над вторым текстом - в другую группу, учащиеся, которые работали над третьим текстом - в третью группу.
Цели работы в экспертных группах:
1. Сравнить ответы, к которым учащиеся пришли, самостоятельно выполняя задание в "Home Groups", и прийти к единому мнению;
2. Совместно подготовить такой вариант пересказа текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. На данном этапе работы следует обратить внимание учащихся, что ответственность за то, как каждый член экспертной группы будет подготовлен для последующей работы, зависит от совместной работы, те, более подготовленные учащиеся помогают менее подготовленным понять содержание текста и подготовить то задание, с которым учащиеся возвратятся в Home Groups.
Третий этап работы - возвращение учащихся в свои первоначальные группы (Home Groups), где они но очереди пересказывают свои тексты. Цепь работы на данном этапе - каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но и помочь им осознать его.
После того, как выскажутся все три ученика, они должны обсудить и суммировать всю полученную информацию. В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.
3) Обучение под девизом "Учимся вместе" (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве был разработан в университете Минессота в 1987 г. Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.
3. Игровые интерактивные технологии
Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию технологий игр в обучении. Характеристика игровых технологий:
1) обеспечивает единство эмоционального н рационального в обучении;
2) соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка;
3) является уникальным средством ненасильственного обучения.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она позволяет более эффективно достигать поставленной цели и задачи урока и всего учебного процесса. В то же время игра выполняет ряд важных функций:
1) повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,
2) стимулирует рост познавательной активности,
3) предусматривает неформальное общение и позволяет её участникам раскрыть свои личностные качества, повышают их самооценку,
4) помогает снять психологическое утомление и языковой барьер,
5)дает возможность учителю проверить усвоение темы, выявить пробелы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.
Несомненно, что одно из преимуществ игр - коллективная форма работы. А главнее, при проведении игры - создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся.
а) основная литература
Аттестация учителей иностранных языков образовательных учреждений / авт.-сост. А.В. Овчинникова и др. – М., 2006.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М., 2000.
Гез, Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. - М., 1982.
Дистанционное обучение / под ред. Е.С. Полат. – М., 1998.
Драгункин, А. Быстрый английский для энергичных лентяев / А. Драгункин. – М., 2000.
Зубов, А.В. Информационные технологии в лингвистике / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М., 2004.
Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. – СПб., 2001.
Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М., 2007.
Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Гальскова, О.А. Долгина. – СПб., 2001.
Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М., 2000.
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
Методики обучения иностранным языкам в средней школе / отв. ред. М.К. Колкова. – СПб., 2006.
Настольная книга преподавателя иностранного языка / под ред. Е.А.Маслыко, П.К.Бабинской. – Мн., 1997.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред Е.С. Полат. – М., 2005.
Рогова, Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович. - М., 1991.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М., 2008.
Черемнова, Н.В. Технология освоения иностранных языков НЕОС / Н.В.Черемнова, В.С. Черемнов. – Мн., 2004.
б) дополнительная литература
Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать / А.С. Белкин. – М., 1991.
Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И.Л. Бим. – Обнинск, 2001.
Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко и др. - Киев, 1976.
Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики. - М., 1989.
Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1988.
Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка / А.А. Утробина. – М., 2006.
Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М., 1986.
Щерба, Л.В. Преподавания языков в школе: Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. - СПб., 2003.
Языкова, Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков / Н.В. Языкова. – Л., 1977.
Scrivener, J. Learning Teaching / J. Scrivener. - Oxford, 2004.