Садово-парковое искусство Египта.
Гранит, диорит, базальт, порфир, известняки, песчаники, яшма, алебастр, шифер.
Обилие камня разных пород способствовало монументальности, величию и прочности египетских сооружений.
Пирамиды. Полированный известняк для отделки. Блоки из известняка.
Материалы.
Синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.
Появление (Среднее царство) небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;
Использование стенной поверхности как основного мотива художественного образа сооружения;
Разработка системы пропорциональной закономерности;
Ордерная система;
Базиликальный разрез;
Перистильный двор (в храме и жилом доме);
Сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;
Разработка проблемы монументальности;
Большие ансамблевые композиции;
Святилище Гора.
Гипостильный зал скромнее в размерах с 12 колоннами. Верхнее освещение.
Входной зал с тремя рядами колонн числом 18. Верхнее освещение.
Двор с трехсторонней колоннадой (32 колонны). Колонны одинаковы, но капители различны и повторяют одна другую на симметричных половинах двора.
Отличительная особенность – стена, возведенная вокруг храма и скрывающая рельефы наружных стен.
Дендера. Храм Гатор (не завершен). НАЙТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Ком-Омбо. Храм двух богов: Гора-сокола и Собека-крокодила.
Появление новых принципов в зодчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. НАЙТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Храм Исиды на острове Филе (южная граница Египта). Остров Филе играл в эллинистическом римском Египте ту же роль, которую в свое время играл Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на Филе, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. НАЙТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Растительная колонна в храмовой архитектуре при всей ее декоратив-ности никогда не теряла своей подчеркнутой конструктивной функции.
Для дальнейшего развития мировой архитектуры египетская архитектура дала:
Жилье – кирпич-сырец, мелкий камень.
Сохранились воспоминания о декоративных садах IV-III тыс. до н.э., т.е. уже в конце Додинастического периода велось парковое строительство.
Различного рода сады создавались земледельцами, которые наряду с сельскохозяйственными и плодовыми культурами выращивали декоративные виды растений. Основой существования и планировки первых садов была развитая ирригационная система полива растительности. Характерной частью египетских садов были водоёмы, пруды, бассейны, каналы. По берегам каналов размещалась растительность из пальм. Пальмовые аллеи вели к дворцам и храмам, подчёркивая оси композиции. Сады при дворцах и жилищах окружались глинобитными стенами, преграждая путь пескам пустыни. Регулярные сады с бассейнами и хорошо различаемыми по породам деревьями в большом числе изображали на росписях времен Новогоцарства, начиная с середины II тыс. до н.э. Это самые древние изображения садов. Сады размещались во внутренних дворах дворцов и богатых домов, на священных участках храмов. Гипостильные залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колонны условно изображали пальмы.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
- священные рощи, расположенные на берегу искусственного водоема на
территории храмовых комплексов;
- озеленение улиц;
- сады при загородных дворцах фараонов (родоначальники парков);
- сады при жилых домах знати.
По археологическим раскопкам и историческим документам известны сады Древнего Египта: Дейр-эль-Бахри, террасные сада храмового комплекса царицы Хатшепсут, конец
16 века до н.э.
Рельеф - Дейр-эль-Бахри, экспедиция в Пунт, конец 16 века до н.э.
Фреска – Фивы, рыбный пруд, окруженный финиковыми деревьями (пальмами).
Рубеж 15-14 веков до н.э.
Фреска - Полив сада с помощью «шадуфа», 13 век до н.э.
Фреска – Уход за виноградниками, 12 век до н.э.
Рельеф - Карнак, «ботаническая комната»
Фрески и рельефы – Ахетатон (современная Телль-эль-Амарна)
Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно-композиционными канонами:
- регулярный план с использованием симметрии и осевого построения
композиции;
- наличие водоемов, как неотъемлемой части сада;
- использование ритма, как композиционного приема;
- применение рядовых посадок;
- использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
- сочетание разных видов искусств, включая ландшафтное в оформлении
ансамблей;
- формирование замкнутых композиций в связи с климатическими