Виды информационных технологий
Бурное развитие ИТ во всех социально значимых областях жизни человечества в конце XX в. потребовали упорядочения и классификации этой предметной области.
По обслуживаемым предметным областям автоматизированные информационные технологии подразделяются на технологии:
1. бухгалтерского учета;
2. банковской деятельности;
3. налоговой деятельности;
4. страховой деятельности и т.д.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии делятся на:
1. пакетные ИТ (централизованной распределенной обработки);
2. диалоговые ИТ;
3. сетевые (многопользовательские) ИТ.
По способу построения сети ИТ можно разделить на:
1. локальные;
2. многоуровневые;
3. распределенные.
Следующая важная группа классификационных признаков – соотнесение ИТ по способами управления, в том числе:
1. ИТ управления по отклонению;
2. ИТ управления по возмущению;
3. ИТ ситуационного управления.
Прикладные ИТ реализуют типовые процедуры обработки экономической информации в конкретных предметных областях:
1. государственном управлении;
2. муниципальном управлении и местном самоуправлении;
3. сфере организационного управления;
4. экономике;
5. сфере маркетинга;
6. финансово-банковской сфере;
7. производственных процессах (промышленность, строительство, сельское хозяйство);
8. сфере интеллектуального потенциала (образование, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и проектные работы, стандартизация и нормирование, патентование, эксперименты и испытания) и др.
Функционально-ориентированные ИТ делятся на ИТ:
1. математических вычислений;
2. аналитических и символьных преобразований;
3. математического моделирования алгоритмизации;
4. программирования;
5. обработки текстовой информации;
6. обработки табличной информации;
7. деловой графики;
8. машинной графики;
9. обработки изображений;
10. обработки сигналов;
11. передачи и распределения информации и др.
Предметно-ориентированные технологии включают:
1. информационно-поисковые системы;
2. базы данных и базы знаний;
3. экспертные системы;
4. системы автоматизации научных исследований;
5. системы автоматизированного проектирования;
6. системы автоматизированного профессионального труда;
7. системы автоматизации производства;
8. обучающие системы;
9. настольно-издательские системы;
10. системы для перевода с одного языка на другой;
11. телеконференции и др.
Проблемно-ориентированные технологии классифицируют на ИТ:
1. медицинских систем;
2. общего и специального профессионального обучения;
3. страховых, финансовых и банковских систем;
4. средств массовой информации;
5. средств социальной реабилитации;
6. игровых и развлекательных систем;
7. для применения в быту.
В зависимости от роли человека в процессе управления различают два вида информационных технологий:
1. информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы;
2. информационно – советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.
По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:
1. электронная обработка экономических данных;
2. автоматизация функций управления;
3. поддержка принятия решений;
4. электронный офис;
5.экспертнаяподдержка и пр.
По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:
1. работа с текстовым редактором;
2. операции с табличным процессором;
3. работа с СУБД.
4. работа с графическими объектами;
5. мультимедийные системы;
6. гипертекстовыесистемы.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.
С точки зрения вида обрабатываемой информации можно выделить ИТ:
1. Технология формирования документов включает процессы создания и преобразования документов.
2. Технология обработки изображений строится на анализе преобразований и трактовке изображений. В частности, видеотехнология применяется для создания видеосюжетов, фильмов, деловой графики и др.
3. Обработка текстов включает ввод текста, его подготовку, оформление и вывод. В частности, гипертексты связаны с представлением текстов как связанных блоков текстовой информации.
4. Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных программ, осуществляющих ввод и обновление данных в таблицы, выполнение расчетов по формулам и пр.
5. Технология обработки речи, включая ее распознавание и синтез.
6. технология обработки преобразования сигналов.
7. Технология электронной подписи.
8. Электронный офис, базирующийся на обработке данных, таблиц, текстов, изображений, графиков.
9. Электронная почта и пр.
Информационные технологии, как и сами компьютеры, прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.
Выделяются три этапа развития информационных технологий: