Виды информационных технологий

Бурное развитие ИТ во всех социально значимых областях жизни человечества в конце XX в. потребовали упорядочения и классификации этой предметной области.

По обслуживаемым предметным областям автоматизированные информационные технологии подразделяются на технологии:

1. бухгалтерского учета;

2. банковской деятельности;

3. налоговой деятельности;

4. страховой деятельности и т.д.

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные ин­формационные технологии делятся на:

1. пакетные ИТ (централизованной распределенной обработки);

2. диалоговые ИТ;

3. сетевые (многопользовательские) ИТ.

По способу построения сети ИТ можно разделить на:

1. локальные;

2. многоуровневые;

3. распределенные.

Следующая важная группа классификационных признаков – соотнесение ИТ по способами управления, в том числе:

1. ИТ управления по отклонению;

2. ИТ управления по возмущению;

3. ИТ ситуационного управления.

Прикладные ИТ реализуют типовые процедуры обработки экономической информации в конкретных предметных областях:

1. государственном управлении;

2. муниципальном управлении и местном самоуправлении;

3. сфере организационного управления;

4. экономике;

5. сфере маркетинга;

6. финансово-банковской сфере;

7. производственных процессах (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

8. сфере интеллектуального потенциала (образование, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и проектные работы, стандартизация и нормирование, патентование, эксперименты и испытания) и др.

Функционально-ориентированные ИТ делятся на ИТ:

1. математических вычислений;

2. аналитических и символьных преобразований;

3. математического моделирования алгоритмизации;

4. программирования;

5. обработки текстовой информации;

6. обработки табличной информации;

7. деловой графики;

8. машинной графики;

9. обработки изображений;

10. обработки сигналов;

11. передачи и распределения информации и др.

Предметно-ориентированные технологии включают:

1. информационно-поисковые системы;

2. базы данных и базы знаний;

3. экспертные системы;

4. системы автоматизации научных исследований;

5. системы автоматизированного проектирования;

6. системы автоматизированного профессионального труда;

7. системы автоматизации производства;

8. обучающие системы;

9. настольно-издательские системы;

10. системы для перевода с одного языка на другой;

11. телеконференции и др.

Проблемно-ориентированные технологии классифицируют на ИТ:

1. медицинских систем;

2. общего и специального профессионального обучения;

3. страховых, финансовых и банковских систем;

4. средств массовой информации;

5. средств социальной реабилитации;

6. игровых и развлекательных систем;

7. для применения в быту.

В зависимости от роли человека в процессе управления различают два вида информационных технологий:

1. информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы;

2. информационно – советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.

По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:

1. электронная обработка экономических данных;

2. автоматизация функций управления;

3. поддержка принятия решений;

4. электронный офис;

5.экспертнаяподдержка и пр.

По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:

1. работа с текстовым редактором;

2. операции с табличным процессором;

3. работа с СУБД.

4. работа с графическими объектами;

5. мультимедийные системы;

6. гипертекстовыесистемы.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.

С точки зрения вида обрабатываемой информации можно выделить ИТ:

1. Технология формирования документов включает процессы создания и преобразования документов.

2. Технология обработки изображений строится на анализе преобразований и трактовке изображений. В частности, видеотехнология применяется для создания видеосюжетов, фильмов, деловой графики и др.

3. Обработка текстов включает ввод текста, его подготовку, оформление и вывод. В частности, гипертексты связаны с представлением текстов как связанных блоков текстовой информации.

4. Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных программ, осуществляющих ввод и обновление данных в таблицы, выполнение расчетов по формулам и пр.

5. Технология обработки речи, включая ее распознавание и синтез.

6. технология обработки преобразования сигналов.

7. Технология электронной подписи.

8. Электронный офис, базирующийся на обработке данных, таблиц, текстов, изображений, графиков.

9. Электронная почта и пр.

Информационные технологии, как и сами компьютеры, прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.

Выделяются три этапа развития информационных технологий: