СССР на завершающем этапе своей истории

События 1968 г.

В Чехословакии в 1968 г. после ухода с политической арены первого секретаря ЦК Коммунистической партии Чехословакии и президента А. Новотного началась «Пражская весна». Коммунисты-реформаторы во главе с А. Дубчеком ставили задачу усовершенствования политической системы, построения «социализма с человеческим лицом». Речь шла о демократизации общества, об ослаблении государственного регулирования в экономической сфере, о допущении плюрализма, множественности позиций в сфере духовной. Советское руководство учитывало важное геополитическое, стратегическое положение Чехословакии и опасалось, что с приходом к власти радикальных демократов-антикоммунистов может произойти реставрация буржуазных порядков.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии были введены вооруженные силы СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии. В ходе отдельных столкновений погибли 11 и были травмированы 87 советских военнослужащих. Жертвами событий стали 94 чехословацких гражданина, а 345 получили тяжелые ранения.

Во многих странах действия СССР были расценены как интервенция, вмешательство во внутренние дела маленького европейского государства. В Чехословакии у большей части населения дружественное отношение к СССР, которое возникло после освобождения страны советскими войсками, сменилось на разочарование и неприязнь. Руководители пяти социалистических стран считали, что они действуют в соответствии с нормами международного права и статьями Варшавского договора. Внутри СССР у многих мыслящих людей рассеялись надежды на постепенное реформирование страны, на демократизацию и гуманизацию общественных отношений. Критика ввода войск в Чехословакию стала запрещаться. Стало оформляться диссидентское движение.

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития

 

После событий в Чехословакии в 1968 г. в культурно-идеологической сфере началось «закручивание гаек». В КГБ, которое с 1967 г. возглавил Ю. В. Андропов, было создано 5-е управление, которое жестко «приглядывало» за интеллигенцией.

Получила распространение практика судебного преследования инакомыслящих литераторов, ученых, художников. Некоторые высылались за границу. В эмиграции разными путями оказались и были лишены советского гражданства такие неудобные и самостоятельно мыслящие люди, как поэт И. А. Бродский, писатели в. Н. Войнович, Г. Н. Владимов, в. П. Некрасов, А. И. Солженицын, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, музыкант М. Л, Ростропович и др. Некоторые становились так называемыми «невыездными» — государственные органы не давали разрешения на выезд за границу. Все средства массовой информации, все издательства контролировались Коммунистической партией и государством.

Диссидентское движение возникло в СССР в конце 50-х гг. XX в. в обстановке свертывания хрущевских реформ, получивших название «оттепели». В странах с преобладанием католицизма или протестантизма диссидентами (от лат. dissidentes — несогласные) называли верующих христиан, не придерживавшихся господствующего вероисповедания. В СССР и других социалистических странах диссиденты (или инакомыслящие) составили движение против тоталитарного режима. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Их также называли правозащитниками. Диссиденты выступали против преследования инакомыслящих. Они протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей. К середине 80-х гг. КГБ удалось практически уничтожить диссидентское движение. Но с началом перестройки Горбачева диссиденты приняли активное участие в общественно-политической борьбе.