Информационное обеспечение и статистика инноваций

Информационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информаци­онное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. По­этому сначала рассмотрим это понятие по источнику [34].

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руко­водство получает информацию, необходимую для принятия эффек­тивных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязан­ных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сде­лать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что дела­ем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50-90 % всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных от­ношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых

элемента.

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее ин­формацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помо­щью символов.

3. Канал — средство передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и ко­торое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят не­сколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе сторо­ны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следу­ющие.

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Предлагается следующая классификация информации:

♦ по объекту: показатели качества товара, его ресурсоемкость, па­раметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

♦ по принадлежности к подсистеме системы менеджмента: инфор­мация по целевой подсистеме, научному сопровождению систе­мы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и уп­равляющей подсистемам;

♦ по форме передачи: вербальная (словесная) информация и не­вербальная;

♦ по изменчивости во времени: условно-постоянная и условно-пе­ременная (недолговечная);

♦ по способу передачи: спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

♦ по режиму передачи: в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

♦ по назначению: экономическая, техническая, социальная, орга­низационная и др.;

♦ по стадиям жизненного цикла объекта: по стадии стратегическо­го маркетинга, НИОКР, организационно-технологической под­готовке производства и т. д.;

♦ по отношению объекта управления к субъекту: между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителя­ми, неформальные коммуникации.

Идея классификации информации используется при ее кодиро­вании.

Основные требования к качеству информации:

♦ своевременность;

♦ достоверность (с определенной вероятностью);

♦ достаточность;

♦ надежность (с определенной степенью риска);

♦ комплексность системы информации (по качеству и ресурсоем-кости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);

♦ адресность;

♦ правовая корректность информации;

♦ многократность использования;

♦ высокая скорость сбора, обработки и передачи;

♦ возможность кодирования;

♦ актуальность информации.

Вопросы организации массива и потоков информации, технологи­ческого процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-техни­ческой информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950, и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмот­рим эти материалы.

Государственная система научно-технической информации — сово­купность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлеж­ности, специализирующихся на сборе и обработке научно-техниче­ской информации и взаимодействующих между собой с учетом при­нятых на себя системных обязательств.

Целями создания ГСНТИявляются обеспечение формирования и эф­фективного использования государственных ресурсов научно-техни­ческой информации (НТИ), их интеграция в мировое информацион­ное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использова­ния федеральных информационных фондов, баз и банков по различ­ным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, отно­сятся:

♦ Всероссийский научно-технический информационный центр Ми­нистерства промышленности, науки и технологий РФ;

♦ Всероссийский центр межотраслевой информации Министер­ства экономического развития и торговли РФ;

Российское объединение информационных ресурсов научно-тех­нического развития (Росинформресурс) Министерства промыш­ленности, науки и технологий РФ;

♦ Всероссийский центр научной и технической информации Рос­сийской академии наук и Министерства промышленности, науки и технологий РФ;

♦ Государственная публичная научно-техническая библиотека Ми­нистерства промышленности, науки и технологий РФ; ,

♦ Библиотека РАН;

♦ Библиотека по естественным наукам РАН;

♦ отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, ведение которой было начато по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на основе единых международ­ных подходов и стандартов. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комите­та по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций [25].

Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в об­ласти статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признан­ных в качестве международных стандартов по статистике. Необходи­мость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудниче­ства. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследова­ния и разработки, потребовал развертывания сбора и анализа соответ­ствующей информации.

Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат — Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопо­ставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действу­ет редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюд­жетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах — членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном фи­нансировании науки в ЕС.

Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на НИОКР; она претер­певает изменения по мере трансформации целей государственной на­учно-технической политики стран — членов ЕС. Евростатом подготов­лено также руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций.

Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике.

С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета экономической взаимопомощи. На основе Руковод­ства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. еще раз уточ­нены (Париж).

Руководство Фраскати в редакции 1993 г. определяет основные по­нятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их со­став и границы; систему институциональных и функциональных клас­сификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на науч­ные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов. В развитие идей Руководства Фраскати подго­товлена серия международных стандартов по отдельным специфиче­ским проблемам, и их круг постоянно расширяется. Перевод на рус­ский язык и публикация Руководства Фраскати осуществлены ЦИСН Миннауки РФ и РАН.

- Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования рос­сийской статистики:

♦ адаптации российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических ре­форм;

♦ обоснованию направлений и этапов проведения комплексного и согласованного пересмотра статистических показателей, форм отчетности и развития других источников и методов получения необходимых данных;

♦ обеспечению своевременности формирования, полноты и оператив­ности представления статистической информации государствен­ным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информа­ционно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;

♦ повышению аналитичности и улучшению качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показате­лей, взаимодействия с внешними информационными системами;

♦ эффективному обеспечению всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;

♦ повышению роли регионального уровня в ходе реформирования статистики.

Статистическая отчетность инновационной деятельности осуще­ствляется по формам:

♦ № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России и образ­цах новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;

♦ № 5-нт (материалы) «Отчет о созданных впервые в России но­вых видах сырья, материалов, веществ»;

♦ № 5-нт «Отчет об освоении, сертификации и снятии с производ­ства промышленной продукции»;

♦ № 18-нт «Отчет о затратах на внедрение научно-технических ме­роприятий и их экономической эффективности»;

♦ № 4-нт (перечень) «Отчет об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;

♦ № 4-нт «Отчет о поступлении и использовании изобретений, по­лезных моделей, промышленных образцов и рационализатор­ских предложений».

Система статистических показателей, характеризующих инноваци­онную деятельность промышленных предприятий (основные показа­тели), строится по следующим разделам:

♦ инновационная активность предприятий;

♦ источники информации об инновациях;

♦ цели инновационной деятельности;

♦ затраты на технологические инновации;

♦ исследования и разработки;

♦ количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

♦ технологический обмен;

♦ методы поддержания и увеличения конкурентоспособности про­дукт-, процесс-инноваций;

♦ результаты инновационной деятельности;

♦ факторы, препятствующие инновациям.

В середине 1980-х гг. специалисты европейских стран пришли к вы­воду о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача помочь средним и мел­ким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отде­лений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной се­тью. ЕИЦ получает 25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные са­мостоятельно [51].

В последние годы одним из важнейших технических средств обес­печения любой деятельности стала комплексная транснациональ­ная компьютерная электронная информационная сеть Интернет. Она формируется как самоорганизующая система, без централизованно­го управления, планов развития и схемы составляющих ее звеньев. Интернет — важнейший инструмент исследовательского процесса, это страницы «всемирной паутины», инструмент рекламы, маркетинга, информационного обеспечения, оперативного управления. Интер­нет — самая дешевая и емкая информационная технология будущего. На Западе Интернет в квартирах — обычная картина, а организации без него уже не могут обойтись.


Тема 4 Научные основы инновационного менеджмента

1. Сущность основных экономических законов.

2. Сущность основных законов организации в статике и динамике.

3. Системный подход к инновационной деятельности.

4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенч-маркинга.

5. Функциональный подход.

6. Сущность остальных научных подходов к инновационному ме­неджменту.

7. Основные принципы управления.

8. Перечень основных методов инновационного менеджмента.

В условиях жесткой международной и внутренней конкуренции, значительной нестабильности переходной экономики, внешних и внутренних факторов функционирования и развития организации, де­фицитности ресурсов очень важно повышать научный уровень техни­ческих и организационно-экономических управленческих решений. Улучшение качества управленческого решения на последующих ста­диях жизненного цикла управляемого объекта позволяет получить экономический эффект, в сотни, тысячи раз превышающий дополни­тельные затраты на качество решения. Поэтому лицо, принимающее решение, должно стремиться повышать научный уровень принима­емого им решения.

Основными условиями обеспечения требуемого научного уровня уп­равленческого решения являются: изучение механизмов действия эко­номических законов функционирования рыночных отношений, зако­нов организации в статике и динамике; применение научных подходов и принципов управления различными объектами, методов и моделей анализа, прогнозирования и оптимизации параметров объектов и их окружения. Ниже излагается сущность инструментов научных основ инновационного менеджмента.