Нормативно-методическое обеспечение
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т. д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Иерархия нормативно-методического обеспечения системы менеджмента показана на рис. 6.1.
Международное сообщество |
Страна |
Регион (субъект федерации) |
Город |
Фирма |
Для чего нужна иерархия? Для обеспечения унификации, взаимозаменяемости и преемственности вопросов управления, регламентированных на верхнем уровне, для нижестоящего уровня. В настоящее время многие вопросы управления мировыми процессами унифицированы для всех уровней управления. Но некоторые из них, например единицы измерения и понятийный аппарат в области менеджмента, маркетинга, системы коммуникации и т. д., не унифицированы в рамках мирового сообщества. В одних государствах действует система измерений СИ, в других — дюймовая, что очень затрудняет обеспечение взаимозаменяемости технических систем. Ширина железнодорожной колеи не одинакова, что наносит огромный ущерб странам.
Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:
♦ нормативные акты и стандарты (см. п. 6.1);
♦ методики, положения, инструкции и т. п.
В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:
♦ международный стандарт (МС);
♦ европейский стандарт (EN);
♦ национальный стандарт России (ГОСТ Р);
♦ стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).
После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через дефис — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».
Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России работают на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.
Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения Дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами, решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) ц обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и, соответственно, для всех фирм.
В табл. 6.1 представлен примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента фирмы, разработка и применение которых позволит повысить качество стратегического планирования.
Наименование подсистемы (блока) | Наименование документа (фирменного стандарта) | Основные разделы документа |
1. Научное сопровождение системы менеджмента | 1.1.Система менеджмента. Определения | Основные положения Структура системы менеджмента фирмы Состав целевой подсистемы Состав управляемой подсистемы Состав обеспечивающей подсистемы Состав управляющей подсистемы Состав внешней среды системы менеджмента |
1.2.Система менеджмента. Методика прогнозирования циклов развития товара | Основные положения Структура жизненного цикла товара Методика прогнозирования воспроизводственных циклов товара Методика прогнозирования циклов прибыльности товара Информационное обеспечение прогнозирования | |
1.3. Система менеджмента. Научные подходы | Основные положения Система научных подходов Сущность системного подхода Сущность воспроизводственного подхода и др. | |
1.4. Система менеджмента. Общие методы управления персоналом | Основные положения Методы принуждения Методы побуждения Методы убеждения Сетевые методы | |
1.5. Система менеджмента. Законы рыночных отношений | Основные положения Сущность основных законов рыночных отношении Законы организации | |
1.6. Система менеджмента. Экономическое Обоснование мероприятии по повышению эффек-тивности менеджмента | Основные положения Принципы экономического обоснования Экономическое обоснование мероприятий по повышению организационно- технического уровня производства Экономическое обоснование мероприятии по повышению качества «входа» системы Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности товара Информационное обеспечение расчетов | |
1.7. Система менеджмента. Содержание и порядок разработки бизнес- плана фирмы | Основные положения Принципы планирования Содержание бизнес-плана Порядок разработки бизнес-плана Организация реализации бизнес-плана Информационное обеспечение |
Чем крупнее фирма и сложнее выпускаемая ею продукция, тем больше должно быть нормативно-методических документов по менеджменту.
Во всех документах имеется раздел «Основные положения» и в большинстве — «Информационное обеспечение». Примерное содержание раздела «Основные положения»:
♦ основание для разработки;
♦ актуальность документа (с точки зрения положения дел на фирме в данной области);
♦ назначение документа;
♦ основные термины и определения;
♦ область применения документа (кому предназначен);
♦ органы, контролирующие применение документа;
♦ ответственность за несоблюдение требований документа.
Примерное содержание раздела «Информационное обеспечение»:
♦ классификация информации, используемой при применении документа;
♦ требования к информации;
♦ источники получения информации;
♦ технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.