АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ

ПЛАТОНОВ

(01.09.1899 – 05.01.1951)

 

Андрей Платонович Платонов (Климентов) – выдающийся писатель ХХ века, художник редкого и оригинального дарования, глубокой проницательности, его по праву называют сегодня гениальным.

К сожалению, при жизни Платонов находился в опале, поэтому наиболее крупные его произведения появились в России в конце 80-х гг.: роман «Чевенгур» - в 1988 г., повесть «Котлован» - в 1987 г., «Ювенильное море (Море Юности)» - в 1986. Сейчас уже большинство произведений Платонова издано, они переведены на многие иностранные языки, о его творчестве написано много исследований.

Андрей Платонов был человеком редкого обаяния. Вот высказывание о нем писателя Василия Гроссмана: «В характере Платонова были замечательные черты. Он, например, был совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением – мысли его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким-то удивительным своеобразием, глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умен так, как может быть интеллигентен и умен русский рабочий человек… до последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума».

О направленности своего творчества Платонов говорил: «Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим». Для него это означало горячо переживать все, что происходит с народом, ставить и решать самые острые и трудные проблемы, обладать особым чувством жизни.

У Платонова богатая жизненная биография. Отец его был слесарем железнодорожных мастерских, работал паровозным машинистом, был прирожденным мастеровым и изобретателем. В семье было 10 детей, Андрей Платонов как старший сын помогал отцу кормить семью. Учился он в церковно-приходской школе, городском училище. С 13 лет работает на паровозоремонтном заводе, в 1918 г. поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института. В гражданскую войну, летом 1919 г., когда военные действия приближаются к Воронежу, Платонов прерывает учебу и уходит на фронт. Первое время он работает помощником машиниста на бронепоезде, который водит его отец, а затем, вплоть до 1921 г., воюет рядовым красноармейцем в Частях особого назначения.

Платонов принял участие в осуществлении плана электрификации. В 1921 г. он издал брошюру «Электрификация». В 1921 г. Платонов возвращается в институт, а в 1922 г. его назначают председателем чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой. В 1924 г. по окончании института Платонов назначается на должность губернского инженера-мелиоратора, а также заведующим по электрификации сельского хозяйства. С энтузиазмом проводит Платонов огромную работу по осушению тысяч десятин болот, сооружению колодцев и прудов, восстановлению разрушенных дорог и мостов, строит электростанции. У Платонова в эти годы уже ряд патентов на изобретение. В 1926 г. в связи с переводом на работу в Народный комиссариат земледелия Платонов переезжает в Москву. Но с 1927 г. он целиком отдается литературной работе. С начала 20-х гг. Платонов увлекается философией, исследованиями по новейшей физике и математике, читает труды Н.Ф.Федорова, А.А.Богданова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Л.П.Карсавина, В.В.Розанова, О.Шпенглера, О.Вейнингера и др.

Первый сборник Платонова был поэтический, он вышел в 1922 г. в Краснодаре под названием «Голубая глубина» Этот сборник был высоко оценен В.Брюсовым, который писал, что стихи «очень хороши», отметил «богатую фантазию, смелый язык и свой подход к темам. В своей первой книге А.Платонов настоящий поэт, еще неопытный, еще неумелый, но уже своеобразный». Но это был единственный поэтический сборник, следующий – сборник прозы «Енифанские шлюзы», вышел в 1927 г. Он был очень тепло встречен М.Горьким, в ряде писем к писателям и издателям он настоятельно советует прочесть сборник А.Платонова. В письмах писателю Горький неоднократно отмечал высокое мастерство Платонова: «Человек вы талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком», в другом письме: «очень хороший язык», «пишете Вы крепко и ярко». Горький же проницательно заметил и важную черту таланта Платонова – «нежность отношения к людям».

Вслед за сборником «Епифанские шлюзы» выходят два других – «Сокровенный человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). В эти годы Платонов активно работает в сатирическом жанре. Это повесть «Город Градов», рассказ «Усомнившийся Макар» (1929) и повесть «Впрок» (1931). Последние два произведения были названы критикой клеветническими, в связи с чем Платонова перестали печатать. Тогда писатель переключился на литературно-критические статьи (1937-1941), но и они подверглись нападкам, в связи с чем был уничтожен набор его книги «Размышления читателя». Сборник этот вышел лишь в 1970 г.

В 30-е – 40-е годы Платонов обращается к рассказам в жанре лирико-философской притчи, тема их – одухотворенный труд, любовь. Это такие рассказы, как «В прекрасном и яростном мире», «Третий сын», «Фро», «Жена машиниста», «Свежая вода из колодца», «Июльская гроза» и др. В 30-е годы выходит всего лишь один сборник А.Платонова – «Река Потудань» (1937).

В 1924 г. Платонов уезжает на фронт в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда». За время войны вышли четыре сборника его рассказов: «Одухотворенные люди» (1942); «Рассказы о Родине» (1943); «Броня» (1943); «В сторону заката солнца» (1945). После войны, в 1946 г., Платонов опубликовал рассказ «Семья Иванова», который получил резко критическую оценку, что опять затрудняет работу писателя. В конце своего творческого пути Платонов занимается сказками и драматургией. В 1947 г. и 1949 г. вышли сборники «Башкирские сказки» и «Волшебное кольцо».

Еще в период войны Платонов заболел туберкулезом. Болезнь все более обострялась, и в январе 1951 г. писатель скончался. Похоронен он в Москве, на Армянском кладбище. Платонов написал также несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», «Ученик Лицея», «Ноев ковчег (Каиново отродье)», полное издание драматургии – сборник «Ноев ковчег» вышел совсем недавно, в 2006 г.

 

ПОВЕСТИ А.ПЛАТОНОВА

 

Одно из лучших произведений А.Платонова – повесть «Сокровенный человек». Впервые она была опубликована в одноименном сборнике в 1928 году. Повесть Платонова была явлением значительным в свое время. «Сокровенным человеком» писатель включался в решение важнейшей задачи, вставшей перед литературой в середине 20-х годов, - задачи создания конкретного «живого» человека, художественного раскрытия его сложного внутреннего мира. Но основные усилия писателей были направлены на создание образа коммуниста, красного командира, Платонов же делает героем своей повести рядового рабочего, причем действительность показана его глазами. Уже в самом этом факте принципиально новаторское значение повести А.Платонова. Писателю удается показать сложность, духовное богатство, необыкновенность «обыкновенного» человека, убедить в том, что «нигде человеку конца не найдешь» и поэтому «масштабной карты души его составить нельзя».

Завязка повести уже в первой фразе, сообщающей о смерти жены Фомы Пухова. Почувствовав себя одиноким, Пухов задумывается о том, справедлива ли смерть жены. Сначала приходит самоуспокаивающее: «Естество свое берет…», «все совершается по законам природы…», затем следует протестующее: «…Вот они законы природы», «гада бестолковая!..». Состояние одиночества и тоски приводит Пухова к размышлениям о законах и смысле жизни. Главный пуховский критерий оценки происходящего – это освященность законами природы. Истина для Пухова – в жизни природы, в целесообразности, обусловленности всех ее процессов.

Но есть еще мир, в котором Пухов может избыть свою тоску – это мир труда, мир его паровоза. Он давал ему чувство своей нужности, наполнял смыслом его жизнь, являясь олицетворением устойчивости, слаженности, строгой закономерности, гармонии. Значительная часть первой главы показывает нам Пухова в милой ему стихии паровоза, и рядом с паровозом, как нигде, выявляется сокровенное в нем. Самое большое эстетическое удовольствие доставляет ему работа машины, а наибольшее уважение вызывают у него люди, умеющие хорошо управлять машиной.

Все происходящее Пухов сверяет с природой, с миром машины. Своим мироощущением он полностью подтверждает высказывание Салтыкова-Щедрина о том, что народ верует в свой труд, в творчество природы и в то, что жизнь не есть озорство.

Чтобы преодолеть одиночество, Пухов выходит в большой мир, старается найти применение своим силам. Прочитав объявление о том, что Красной Армии нужны мастеровые, Пухов решает записаться в отряд технических сил. Приехав в Новоросийск, Пухов всей душой отдается делу. К этому его побуждает профессиональное достоинство, привычка мастерового все делать как должно, на совесть. Геройское поведение красноармейцев пробудило в Пухове уважение к людям и даже восхищение ими. Но это отношение к ним у Пухова скоро поколебалось. Его смущало то, что комиссар, облеченный широкими полномочиями, не имеет элементарного представления о работе мотора и советует для экономии горючего керосин смешать с водой, а в другой раз опять-таки, по своей слабой осведомленности в технике, ведет зряшные разговоры о починке безнадежно вышедших из строя пароходов, да еще и без всякого основания называет Пухова очковтирателем. Пухов не верит в то, что простой люд, неграмотный, не разбирающийся сколько-нибудь в технике, может поставить государство на ноги. Для Пухова «война – это ум, а не драка», поэтому тот факт, что армия, состоящая почти целиком из неграмотных крестьян, победила Врангеля, он считает делом случайным. Но однажды чувство восхищения жизнью вернулось к Пухову вновь. Это было ранним утром, «Пухов шагал, наливаясь какой-то прелестью… Во второй раз – после молодости – Пухов снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии.

Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно догадывался о самом важном и мучительном. Он даже остановился, опустив глаза, - нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Вот, где таилось для него сомнение… Свет и теплота утра напряглись над миром и постепенно превращались в силу человека».

Но мы не можем не заметить, что Пухов пришел к пониманию «естественности» революции вдруг, ибо ощущения ее необходимости он не испытал ни разу до того счастливого утра, наоборот, его постоянно преследовало ощущение бессмысленности происходящего. Пухову принесла успокоение ассоциация жизни природы с жизнью людей. Через нее Пухов пришел к восприятию того и другого как единого процесса. Но читателя не покидает чувство, что такой конец повести – натяжка автора, возможно, из цензурных соображений. Тому подтверждение и характер героя, задиристого ворчуна. Пухов никогда, как говорится, в карман за словом не лезет. Пуховское балагурство, любовь к парадоксальным и экспромтным высказываниям – не что иное, как желание обнажить смешное, несуразное в действительности. Например, ответы Пухова экзаменационной комиссии или его советы Шарикову носят явно пародийный характер. Не случайно рабочие говорят о Пухове: «Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции». Когда Пухову предложили вступить в партию, он отказался, объясняя: «Я – природный дурак», что не соответствует никак его живому уму. Самоуничижение в данном случае – это попытка избежать искусственной жизни в пользу естественной, диктуемой природой и любимым делом.

Сатирическая повесть «Котлован» писалась с декабря 1929 г. по апрель 1930, это период сплошной коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». Котлован роется для возведения единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата».

Начинается повесть с того, что правдоискатель Вощев был уволен с механического завода за то, что размышлял о смысле жизни. Побывав на рытье котлована и в деревне Вощев так и не находит истины, оставшись с ощущением сиротства. «Не чувствует себя» и «душевный бедняк» землекоп Чиклин. Он «имел маленькую каменистую голову, густо обросшую волосами, потому что всю жизнь либо бил балдой, либо рыл лопатой, а думать не успевал…». О себе он говорит: «Я же - ничто». Чиклин нашел и привел в барак к рабочим девочку-сиротку – Настю. Затем Чиклин с двумя рабочими по указанию руководства направляются в деревню помогать местному активу в произведении коллективизации. Они сплавляют на плоту кулаков и возвращаются на котлован.

Но в эту же ночь умирает девочка Настя, и котлован становится для нее могилой. Закономерно, что те, кто поучали: «Счастье произойдет от материализма, а не от смысла» (алогизм), привели к тому, что в конце повести умер ребенок. Смерть Насти символизирует утопичность построения дома социализма.

Метафоры в повести несут в себе сатирический заряд, мощь гротеска обнажает кошмарную парадоксальность происходящего. Вот, например, рабочие и мужики спорят из-за гробов, которые в разгар коллективизации построили мужики. Одни из них говорит: «У нас каждый и живет оттого, что гроб свой имеет: он нам теперь цельное хозяйство». Или, мужик – бедняк боится ходить в лаптях, чтобы его не принуждали вступать в колхоз. Мужик, боящийся ходить в лаптях! Ведь тут вся трагедия отчуждения мужика от своей сущности! Или еще о мужике: он был, потому что «не быть он боялся». Колхоз – обезличка. «Здравствуйте! – сказал Вощев колхозу, обрадовавшись. – Вы стали теперь, как я. Я тоже ничто».

«Котлован», не первый взгляд, несет безысходность, но есть в нем и луч надежды. Вслед за раскулаченными, выброшенными из жизни, народ сплавляет по реке самого карьериста Активиста. И вот тогда, наконец, правдоискатель Вощев понял, кто сосал ум народа, и сам впервые «почувствовал свой ум». Таким образом, в развитом самосознании народа открывалась писателю перспектива надежды.

 

РАССКАЗЫ А.ПЛАТОНОВА 30 – 40-Х ГГ.

 

Замечательные рассказы А.Платонова: «В прекрасном и яростном мире», «Третий сын», «Фро», «Одухотворенные люди» в совокупности являют как бы единое панно с одной темой любви в ее христианском и философском содержании. Прямого обращения к Библии нет, но все эти рассказы устремлены к утверждению главной истины – любви к ближнему как основы жизненного существования. Рассказы раскрывают любовь в ее разных ипостасях: любовь к ближнему, любовь детей и родителей, любовь возлюбленных, любовь к родине.

Развитие темы любви в ее христианском содержании, по всей видимости, пришло к Платонову от ощущения разлада в обществе, острого дефицита любви, от чего писатель страдал и лично, хотя много вокруг говорилось о счастье человека, о коммунизме, о братстве.

Это восприятие действительности отзывается трагической нотой в таких, например, рассказах, как «В прекрасном и яростном мире», «Фро», «Третий сын». В рассказах звучит настойчивая мысль о том, что забвение христианской истины или отклонение от нее, смещение ценностных ориентиров непременно оборачивается жестоким диссонансом, а зачастую и катастрофой. Рассказы Платонова полемически заострены против сведения человека и роли винтика в общественном организме, девальвации ценности личности, приоритета дела, общественных задач перед жизнью личности, апологии будущего в ущерб самочувствию, благу сегодняшнего человека.

В начале рассказа «В прекрасном и яростном мире» поэтизируется машинист Мальцев. Читатель вместе с его помощником Костей восхищается его любовью к паровозу, его виртуозным владением машиной. Но Мальцев недоступен окружающим, он выступает в ореоле одинокого владельца тайны. Костю удручает эгоистически-ревнивая любовь Мальцева к машине мимо людей, с ними ему было грустно, и он не доверял им. Однако случилось так, что, благодаря Косте, Мальцев избежал катастрофы с поездом. Этот кульминационный момент рассказа и внезапная слепота Мальцева обнажают аллегоричность сюжета. Он резонирует в евангельскую истину и, с другой стороны – в политическую реальность 30-х гг. «На самом деле я был слепой, но я этого не знал…» - признается Мальцев. Очевидно, что слепота Мальцева – метафора. Платонов написал о трагедии своего общества, о слепоте, поразившей его, об утере главного в человеческой жизни – любви и доверия к ближнему. «… Я видел, - размышляет Костя, - что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей».

Во второй части рассказа главный герой, безусловно, Костя. Кульминация его сюжетной линии – это вызов яростным силам мира. Через Костю утверждается и поэтизируется дорогая писателю главная жизненная истина об особенности и величии человека.

В развязке рассказа вновь обнажается аллегоричность сюжета: к Мальцеву, благодаря помощи Кости, возвращается зрение. Этот факт стал поворотным и в его духовном прозрении: наряду с блаженством управления паровозом ему открывается блаженство дружеского чувства, единства человеческих душ.

В рассказе «Третий сын» поэтизируется образ матери. Образы шестерых сыновей даны как отраженный образ матери, как часть его, поэтому они обрисованы контурно. Здоровье, успехи, звания сыновей и даже возможность и радость встречи друг с другом после долгой разлуки – все это продолжение материнской любви. И веселая возня вернувшихся на миг в свое детство взрослых и серьезных людей, когда в соседней комнате стоит гроб матери, - мазок рембрандтовской мощи. Кульминация рассказа – это волнующий всплеск сыновней скорби. На фоне развеселившихся братьев третий сын у гроба матери теряет сознание. В рассказе уважительно сообщается о талантах и достижениях всех сыновей, но поэтизируется третий сын с его тонкой душевной организацией и талантом любви.

В рассказе «Фро» Платонов показывает, какую мощную энергию несет в себе любовь мужчины и женщины, как много прекрасного может она сотворить. Но в то же время в рассказе ощущается тревога писателя за эту любовь. Действительность 30-х годов уже давала ощутить печальные факты того, как в жертву любви к дальнему человеку коммунизма, к человечеству приносилась любовь к ныне живущему, к тому, кто рядом, как ложные идеалы нередко оборачивались безнравственностью, если не преступлением. Это не столько относится к Федору, который романтичен, искренен, хотя и находится в русле этой жесткой общественной тенденции, сколько к тем идеологам, которые сделали жертвенность краеугольным камнем общественной морали.

И даже сегодня подчас нередко можно услышать отголоски этой псевдогосударственной психологии, эдакие бодрые подсчеты: да, мол, миллионы прошли через лагеря, погибли, но зато в стране построили то-то и то-то.

Платонов со своим христианским мироощущением, пиететом к человеческой личности, к ее духовному миру не мог принять пренебрежения к ближним во имя дальнего.

Рассказ «Одухотворенные люди» основан на реальных событиях, связанных с защитой Севастополя в период Великой Отечественной войны. Этот рассказ – о высшем проявлении любви к ближнему – любви к родине, о любви, победившей ненависть через смерть, когда смерть – это жизнь. «За родину, за вас!» - обращается комиссар Поликарпов к своим бойцам. Одинцов идет на смерть с убеждением, что «лучше ее теперь нет жизни». Смерть моряков – апофеоз любви, о которой в Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Лирико-философское содержание рассказов находит отражение и в языке, соединяющем частное и масштабное, прозаическое и поэтическое, реалии человеческого и природного бытия.


ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

Суровые годы Великой Отечественной войны стали для советских писателей периодом трудных испытаний и вместе с тем высокой творческой активности. Их связи с народом, с судьбой родины были в это время, как никогда, прочными. На фронт ушло более тысячи писателей. Не вернулось с войны около трехсот писателей, среди них Е.Петров, Ю.Крымов, А.Гайдар, В.Ставский, А.Лебедев, поэты С.Гудзенко, Кульчицкий и многие другие. Советские писатели своим горячим патриотическим откликом на войну опровергли старое изречение: «Когда гремит оружие, музы молчат».

В первые же дни войны три лучших поэта-песенника – Лебедев-Кумач, М.Исаковский, А.Сурков создают произведения, сыгравшие исключительную роль в деле мобилизации народа на борьбу с фашистскими оккупантами.

Миллионы советских людей подымались на борьбу со словами суровой и мужественной песни «Священная война» (муз. Александрова):

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Здесь все просто, строго и коротко. Интонация клятвенная, повелевающая, суровая, настойчивая. Поэт утверждает неприкосновенность родного неба:

Не смеют крылья черные

Над родиной летать

Поля наши просторные

Не смеет враг топтать.

Рефрен: «Идет война народная» - подчеркивает сознание суровой реальности совершившегося. Везде на пером месте повелительные и клятвенные глаголы: «вставай», «дадим отпор», «загоним пулю в лоб», «cколотим крепкий гроб». Торжественную интонацию поддерживают инверсии: ярость благородная, страна огромная.

«Священная война», помещенная в печати через день после начала военных действий, была патетическим суровым гимном, мобилизирующим силы и волю каждого гражданина.

Вслед за «Священной войной» появляется волевая, мужественная «Песня смелых» А.Суркова (муз. Белого):

Песня – крылатая птица –

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Очень популярной в годы войны была песня «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…») на слова А.Суркова.

В первые дни войны было опубликовано и сердечное, задушевное стихотворение М.Исаковского «До свиданья, города и хаты».

Во время войны огромную популярность приобрела песня «Катюша» (слова Исаковского, муз. Блантера). Она была написана еще в 1938 г. Патриотическое и интимное чувство в нем органично слиты:

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

«Катюша» несет в себе связь с фольклорными образами и символикой: вода – «разлука», туман – «печаль», крутой бережок – «тоска», любимый – «степной сизый орел».

Катюша появляется в лучах восходящего солнца в окружении цветущих садов. Настроение Катюши проникнуто радостным предчувствием встречи. От нее исходит ощущение силы и красоты.

В 1942 г. Исаковский создает одно из самых популярных лирических произведений – «Огонек».

На позицию девушка провожала бойца,

Темной ночью простилася на ступеньках крыльца,

И пока за туманами виден тот паренек,

На окошке на девичьем все горел огонек.

 

Парня встретила дружная фронтовая семья,

Всюду были товарищи, всюду были друзья,

Но знакомую улицу позабыть он не мог,

Где ж ты, девушка милая, где ж ты, мой огонек.

Замечательным стихотворением Исаковского военных лет, тоже очень популярным и переложенным на музыку было «В прифронтовом лесу» (1942). Оно о самых сокровенных раздумьях и переживаниях солдата, которые переходят в призыв защитить все самое родное и дорогое.

В конце войны, в 1944 г., Исаковский пишет стихотворение, ставшее тоже песней: «Где ж вы, где ж вы, очи карие?» Оно передает радостные переживания советского солдата, освободившего от фашизма братские славянские народы.

К концу войны тревожное настроение героя стихотворений Исаковского сменяется теплым, лиричным. Поэт пишет своеобразную русскую «серенаду» - «Услышь меня, хорошая…» (1945).

Услышь меня, хорошая,

Услышь меня, красивая,

Любовь моя вечерняя,

Любовь неугасимая.

 

Еще косою острою

В лучах трава не скошена,

Еще не вся черемуха

К тебе в окошко брошена…

Огромную любовь народа снискало стихотворение – песня Исаковского «Гармонь» («Снова замерло все до рассвета…», 1945).

После войны Исаковский написал одно из самых ярких патриотических произведений – «Летят перелетные птицы…» (1948). Главной его темой было утверждение миролюбивых чувств советского человека:

Летят перелетные птицы в осенней дали голубой,

Летят они в дальние страны, а я остаюсь с тобой,

А я остаюся с тобою, родная моя сторона,

Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна.

Позднее в союзе с замечательным композитором И.Дунаевским Исаковский создает песни к кинофильму «Кубанские казаки» - «Каким ты был, таким остался…», «Ой, цветет калина…»

Возвращаясь к теме поэзии военных лет, хочется обратить особое внимание на стихотворение А.Ахматовой «Мужество», созданное в суровые дни февраля 1942 г. Написанное в торжественной, патетической интонации, оно прозвучало как клятва сберечь свой родной русский язык, что означало защитить свою национальную самобытность, свое достоинство. Стихотворение это вошло в цикл стихотворений Ахматовой «Ветер войны»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

К лучшим страницам поэзии не только военных лет, но и в целом русской поэзии ХХ в. относятся стихотворения К.Симонова (1915 - 1979). Симонов прошел всю войну в качестве военного корреспондента. Он побывал на разных участках фронта, что нашло отражение в книге его очерков «От Черного до Баренцова моря». Вообще, военная тема стала основной в его творчестве. Он продолжал работать в ней и после войны, изучил ее как историк, ученый.

Словом, Симонов стал не только ярким военным писателем, но и настоящим специалистом, глубоким знатоком периода Великой Отечественной войны. Он работал в разных жанрах: поэзии, очерка, драматургии – пьеса «Русские люди»; романа - «Дни и ночи», трилогия «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».

Широко известными и любимыми стали в период войны такие стихотворения, как «Жди меня» (1941), «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), «Если дорог тебе твой дом» (1942), «Смерть друга» (1942) и др.

Стихотворение «Жди меня» звучало как заклинание и выражало заветную веру каждого солдата в магическую охранительную силу любви и верности. Сдержанность речи подчеркивает глубину чувства, однообразие ритма усиливает проникновенность одного всеохватного душевного состояния. Каждая строка несет новый оттенок мысли:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло. –

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Стремление победить фашизм и защитить родину объединило весь советский народ в одну семью, поэтому понятие родины расширяется до ощущения родным, близким каждого соотечественника. И этим очень дорогим для него чувством делится автор со своим другом (здесь конкретно – поэт Алексей Сурков):

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли там усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

……………………..

Ты знаешь, наверное, все-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти поселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил

…………………….

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина.

По-русски три раза меня обняла.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина.

По-русски три раза меня обняла.

Большого трагизма исполнено стихотворение Симонова «Если дорог тебе твой дом» (1942). Каждой строкой оно обращено к сердцу каждого солдата, к его думам о самом дорогом: о доме, о родителях, жене. Все это может быть разбито, растоптано, поругано, поэтому, как ни тяжело научиться убивать, но другого выбора во время войны нет, иначе – убьют тебя и твой мир. Строки поэта призывают к ненависти и мести врагу:

Так убей фашиста, чтобы он

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвом стоял!

Так хотел он, его вина –

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Тема дружбы, как и тема любви, обретает во время войны новый смысл, она становится составляющей той большой цели, имя которой Победа. Свое стихотворение «Смерть друга» Симонов посвятил Евгению Петрову, одному из авторов знаменитого романа – дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В нем есть такие строки:

Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает.

…………………

Упрямство, гнев его, терпенье –

Ты все себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья

Пожизненным владельцем стал.

 

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья – сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

Значительным явлением литературы периода Великой Отечественной войны стали поэмы: «Василий Теркин» А.Твардовского; В.Инбер «Пулковский меридиан»; М.Алигер «Зоя»; П.Антокольского «Сын».

Лучшим творением Ал.Твардовского (1910 - 1971) военных лет является его поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945 гг.). Сам автор, правда, не назвал ее поэмой, а «книгой про бойца», потому что «на войне сюжета нету», у войны свои законы.

Замысел создания поэмы о народном герое войны возник еще в 1939 – 1940 годы, но этот замысел затем значительно изменился во время Великой Отечественной войны.

А.Твардовский как военный корреспондент всю войну был на фронте, сначала на Юго-Западном, затем участвовал в битве за Москву, далее – был в рядах войск, освободивших Белоруссию, Украину, Западную Европу.

Твардовский правдиво показывает войну во всем ее трагизме, тяготах. В поэме нашло отражение отступление советских войск в начале войны:

То была печаль большая,

Как брели мы на восток

………………..

Шел наш брат худой, голодный,

Потерявший связь и честь,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один, как перст, подчас.

Тяжелые дни войны нашли отражение в главах: «Бой в болоте», «Переправа», «Про солдата - сироту» и ряде других.

В условиях тяжелейших испытаний войны особенно значительным выглядел каждодневный героизм советского солдата. Поэт хотел создать собирательный образ воина, поэтому у Теркина нет индивидуальных, выделяющих его черт: «Не высок, не то, чтоб мал», «Красотою наделен не был он отменной». Или:

В глубине родной России

Против ветра грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

Хотя и говорится о герое, что «просто парень сам собой он обыкновенный», но он соединяет в себе лучшие народные черты: в нем велико чувство ответственности, инициативность. Он сам вызывается переплыть ледяную реку, чтобы установить связь с оставшимися на другом берегу:

Переправа, переправа,

Берег левый – берег правый,

Лед шершавый, кромка льда,

Кому память, кому слава,

Кому темная вода,

Ни приметы, ни следа.

Когда при взятии деревни погиб командир, Теркин взял на себя его обязанности. Автор подчеркивает, что героические поступки герой совершает не ради наград и почестей, а ради любви к своим друзьям, ради торжества правды:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Василий одарен чувством юмора, но он не просто зубоскал, перед боем Теркин заводит с бойцами шутливый разговор, стараясь высмеять унижающее достоинство человека состояние страха и приободрить, морально подготовить однополчан к бою. Он отличный гармонист и старается своей игрой поднять дух друзей, развеселить. Очень важна в поэме идея народного единства:

И доверчиво по знаку,

За товарищем спеша,

С места бросились в атаку

Сорок душ – одна душа.

В символической сцене встречи Теркина со смертью она отступает перед спаянностью советских бойцов:

До чего ж они, живые,

Меж собой свои – дружны,

Оттого и с одиночкой

Сладить надобно суметь.

Нехотя даешь отсрочку

И, вздохнув, отстала Смерть.

Теркин – прекрасный работник, и в этом его сила. Он смекалист, у него золотые руки. Зайдя в дом стариков, деда и бабы, он починил часы, исправил пилу:

Посвистел:

- Плохи дела… -

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул, -

Что ты думаешь? – пошли!

Заостряя собирательность характера героя, поэт обращается к народно-поэтическим сказочным оборотам речи – «дунул - плюнул», реализует выражение «мастер на все руки»:

- Я работник,

Я бы дома в дело вник,

- Дом разрушен,

- Я и плотник!..

- Печки нету,

- И печник…

Заключительной главой второй части является глава «Теркин-Теркин». В ней рассказывается о том, как возвратившийся из госпиталя Теркин неожиданно обнаруживает в части другого Теркина, который не только его однофамилец, но во многом похож на него.

Нового Теркина зовут Иваном, наград у него больше даже, чем у Василия, гармонист он столь же лихой и отшучиваться умеет не хуже. Под веселый смех бойцов происходит нечто вроде соревнования между героями за настоящего Теркина. Так образно передана в поэме мысль о собирательности образа Василия Теркина, воплотившего в себе лучшие черты советского солдата.

Во второй части поэмы возникает эффект слияния личности героя с душой автора и читателя. Лирическое начало становится основным в поэме.

«Василий Теркин» - новаторское развитие жанра поэмы. В ней впервые за время существования как русской классической, так и советской поэзии нашел полное и выразительное воплощение образ труженика, представителя широкой народной массы. И такого жизнерадостного героя русская литература еще не знала.

Очень высокую оценку поэме дал большой русский писатель Иван Бунин: «Это поистине редкая книга, - писал он в одном из писем, - какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно пошлого слова!»

Борис Пастернак назвал поэму «Василий Теркин» «чудом полного растворения поэта в стихии народного языка».

В 1945 г. поэма Твардовского была отмечена Государственной премией СССР первой степени.

В 1954 – 1963 гг. Твардовский выступил с поэмой «Теркин на том свете». Как сказал сам Твардовский, она не является продолжением «Василия Теркина», а лишь обращается к образу «Книги про бойца» для решения особых задач сатирико-публицистического жанра. По сюжету поэмы Теркин, в силу самой сути своего характера, отвергает «тот свет», где его приводят в ужас бюрократизм, формализм, косность и, преодолевая всяческие трудности, выбирается оттуда, с тем, чтобы «жить ему еще сто лет».

В период войны Твардовский написал также целый ряд стихотворений, из которых особенно выразительны «Две строчки» (1943) и «Я убит подо Ржевом» (1945 - 1946). При чтении их берет за живое сила лирического переживания автора, как бы перевоплотившегося в своего героя:

Я убит подо Ржевом

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

 

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна ни покрышки.

………………….

Я убит подо Ржевом,

Тот еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

………………….

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

 

Горевать горделиво

Не клонясь головой,

Ликовать не хвастливо

В час победы самой.

 

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое –

В память воина – брата,

Что погиб за нее.

В 1960 г. Твардовский завершил поэму «За далью - даль». В этой поэме единственный герой – лирический, это сам автор, откровенно и нелицеприятно размышляющий о прошлом, настоящем и будущем своей страны. В 1967 – 1969 гг. Твардовский написал поэму «По праву памяти». В ней поэт с горечью пишет о трагическом периоде в жизни своего народа – 30-х годах, связанных с массовыми репрессиями. Поэма была опубликована уже после смерти поэта, в 1987 г.

Особую притягательность имеет лирика Твардовского последних лет, в частности такие стихотворения, как «На дне моей жизни…», «Я знаю никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Я сам дознаюсь, доищусь…». Стихи эти исполнены необычайной простоты, естественности и несут в себе мудрость размышлений яркого и сильного человека, прожившего сложную и содержательную жизнь.

Проза о Великой Отечественной войне очень обширна. В период войны вышли в свет романы К.Симонова «Дни и ночи», А.Бека «Волоколамское шоссе», Б.Горбатова «Непокоренные» и др. После войны большую известность получили романы А.Фадеева «Молодая гвардия» и Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Новый интерес к военной тематике намечается с середины 50-х гг. Значительным явлением стал рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Большое внимание читателей привлекли романы Г.Бакланова «Июль 41 года», Ю.Бондарева «Горячий снег», «Берег» (1976), «Выбор». Наиболее широкое и полное изображение войны развернуто в эпопее К.Симонова «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1970), а также в эпопее В.Гроссмана «Жизнь и судьба».

Свою трилогию К.Симонов писал 15 лет, в 1974 г. она была удостоена Ленинской премии.

Если в романе «Дни и ночи» Симонов главное внимание уделяет событиям, воинскому подвигу периода Сталинградской битвы, то в трилогии создана художественная история войны путем изображения ее поворотных этапов. В первом романе – это битва под Москвой, во втором – разгром фашистской группировке войск в Сталинграде, в третьем – последний год войны. Важно подчеркнуть, что по мере развития действия авторское внимание все более переносится с боя, изображения быта войны на психологию людей, на осмысление всей истории войны в свете новых фактов и документов. В своей трилогии Симонов сумел показать непосредственную связь всего хода войны с порочной политикой, получившей развитие в стране в 30-е гг.

Поражения советской армии в первый год войны он прямо связывает с неподготовленностью ее к войне, с нехваткой командных кадров, большая часть которых в 30-е годы подверглась репрессиям. В результате победа оказалась оплаченной большой кровью. Красноречива биография главного героя романа, крупного военачальника Серпилина, арестованного по ложному обвинению в 1937 г. и освобожденного перед войной благодаря хлопотам высокопоставленного друга Ивана Алексеевича.

От недоверия жестоко пострадал и другой герой романа – журналист Синцов. Большое достоинство эпопеи Симонова о том, что в ней показано, как в период войны народ сплотился в едином героическом порыве сокрушить фашизм и как, вопреки антинародной политике, он сумел победить. Одна из ведущих тем трилогии - исполнение долга. Она стягивает в один узел социальные, философские, исторические проблемы. Сознание долга и ответственности у героев Симонова превалирует над всеми их чувствами. Это характерно и для Серпилина, Синцова, Тани Овсянниковой, Ильина, Бойко и многих других замечательных героев трилогии.

Роман Симонова пронизан подлинным гуманизмом. Наиболее сильно эта тема звучит в профессиональной и нравственной установке Серпилина. Не победа любой ценой, как часто указывалось свыше, а победа малой кровью – вот главный критерий оценки действий военачальника для Серпилина. Он уверен, что только любовь к человеку, ответственность за его судьбу, принципиальность, высокая нравственность могут стать залогом победы.