Деятельность

Раннесоветский (постреволюционный) период творчества В. Маяковского

Творчество Владимира Владимировича Маяковского

Жанр поэмы как итоговое завершение творческого пути С. Есенина

Последний период. И «Анна Снегина» была не принята критикой, и «Чёрный человек» подлил масло в огонь. Странный уход из жизни, который до сих пор осмысливается.

Лечился «от алкоголизма» в больнице для душевнобольных. Его дочь говорила, что он скрывался там от НКВД. Его считают упадническим поэтом, на него заводят несколько уголовных дел. Он начинает спешно выписываться из клиники, переезжает в Ленинград. Хотел издавать журнал «Поляна», а летом — уехать к Горькому на Капри. Поселяется в гостинице «Англетер» (гостиница НКВД).

Возможно, это убийство из-за телеграммы Каменева, за которой охотился Сталин.

 

(1893-1930)

 

1)Раннесоветский (постреволюционный) период творчества В. Маяковского:

а) трибунно-плакатная и агитационно-публицистическая деятельность;

б) работа в «Окнах РОСТА», рекламно-просветительская деятельность;

2)Лирические поэмы «Люблю», «Про это»;

3)Жанр лиро-эпической поэмы и её воплощение: «В.И. Ленин», «Хорошо!»;

4)Поэзия факта как отражение социальных преобразований;

5)Зарубежная действительность в изображении В. Маяковского;

6)Сатира В. Маяковского и её предмет.

 

а) трибунно-плакатная и агитационно-публицистическая

Истинный революционный романтик. Счастье родиться в стране, которая первая в мире ломает мировую историю. Стремление смотреть на все события в масштабах эпохальных, стремление к гиперболичности, гиперболизации, максимализм, повышенный ораторский стиль, романтический пафос. Горд, что он наблюдает эту новую жизнь, ломает историю. Утверждает новые формы жизни.

Особые отношения с будущим, верил, что приблизит завтрашний миг. Эпоха была очень сложной. После революции — желание строить новый мир, создавать новый мир, строить новое общество. Всё больше внимания привлекает новый человек. Лирический герой Маяковского достаточно сложен, это прежде всего активный человек, созидатель, приближающий новые формы жизни. Укрепляется образ «поэта Владимира Маяковского», который надеется, что его искусство разрушает пороки прежнего мира и приближает новый день. Попытка соединить публицистическое, ораторское начало, попытка отказаться от лирического «я», поэт говорит от имени масс, множеств — «мы». Лирический голос постоянно пробивается. («я всегда наступал на горло собственной песне»). Искренний голос поэта, метания, переживания. Больно переживает проблему несовершенства.

Возлагает на революцию большие надежды. В автобиографической статье «Я сам» пишет: «Принимать или не принимать — для меня такого вопроса не было».

1918-1919 годы — сотрудничает с газетой футуристов «Искусство коммуны». Здесь было опубликовано стихотворение «Революция» (новый жанр — поэтохроника), «Наш марш». Здесь же был опубликован «Декрет №1 о демократизации искусства» и «Манифест летучей федерации футуристов». Отдельно помещается открытое письмо Маяковского рабочим.

С одной стороны, отрицает нигилизм по отношению к старому искусству. Новые формы искусства — попытка заговорить с массами языком масс. Стихи этих лет стремятся запечатлеть дух времени, стихи агитационны, так как он пытается пробудить живую мысль, классовую активность.

Жанры: поэтохроника, приказы, марши, революционная ода. Поэт уже здесь стремится запечатлеть документальность, историзм происходящего. Внимание к фактам, документам. Поэтохроника — настаивает на документальности произведения. Написана 17 апреля 1917 года — видим происходящее глазами очевидца, но просто сторонний наблюдатель, а частник событий. Отсюда намеренно ораторский стиль и попытка заглянуть в будущее.

Лирический герой — поэт-трибун, который находится в центре событий. «Левый марш» — попытка передать движение истории. Выбрасываются сплошные лозунги.

Телеграфные стихи, лозунговые стихи. Ироническое осмеяние поэзии прежних лет. Ощущение поэзии как части общего дела, ощущение сопричастности общему делу.

Тема поэзии — центральная, рассуждает о задачах современного поэта. Как итоговая звучит поэма «Во весь голос». Поэзия — это нечто высшее, тяжкий труд.

Интерес к кинематографу, писал сценарии, снимал. Но потом испытал разочарование, поскольку кинематограф не перешел ещё на революционные рельсы.

«Барышня и хулиган», «Закованные фильмы».

«Мистерия-буфф» — пытается соединить несоединимое.

 

б) работа в «Окнах РОСТА», рекламно-просветительская деятельность

Работа в «Окнах РОСТА» — пишет плакаты агитационного и сатирического содержания. Принимал эту работу серьезно. Выполняли просветительскую и политическую функцию. Об основных событиях в стране узнавали из этих плакатов.

 

2. Лирические поэмы «Люблю», «Про это»

Поэма «Люблю» очень мажорна и органична, любовь к женщине сливается с любовью к миру. Образ большой, светлой обновленной любви контрастирует со старым миром. Мелкие страсти ему непонятны, а обывателей пугает такое чувство.

«Про это» — драматично подходит к теме любви, тогда как в предыдущей — апофеоз любви. «Про это». Мотивы двойничества. Ничего не изменилось в этом мире, идеал не равен жизни. Отсюда заключение поэмы. Про «это» — сакральное чувства, не хочет называть его затёртым словом. Любовь — это то, что придет завтра.

 

3. Жанр лиро-эпической поэмы и её воплощение: «В.И. Ленин», «Хорошо!»

Обращение к эпике, истории — «Владимир Ильич Ленин»,

Отказывается от Ленина-идола.

Вторая глава — судьба народная, автору важно показать пробуждение народного сознания, как приходят люди к ощущению переделать мир заново.

Третья глава посвящена вселенскому горю, когда встали фабрики.

Обращает внимание на новую историческую силу — народные массы.

Поэма «Хорошо!» — юбилейная поэма, конец 1920х годов. Настроение усталости, сомнения. Написана к 20-летию Октябрьской революции. Поэт опять пытается документировать события, настаивает на документе, на факте, отслеживает историческое прошлое, сатирическими красками рисует временное правительство. Прослеживает шаги молодого государства, те трудности, с которыми сталкивается молодое государство. Не просто прослеживает историю, важно запечатлеть приметы нового сознания. Ростки нового сознания: взаимовыручка, героизм — важно подчеркнуть. Приметы новой жизни: переполненные магазины, фабрики, кооператоры, «новый ситчик».

Здесь поэт обращается к эпическим, эпохальным событиям, всё больше и больше обращается к лирическому «я». Эту позицию «я» ощущаем очень четко. Соединяет свою судьбу с судьбой своей родины. «Моя страна — подросток, она не одряхлела».