Поэты старшего поколения

 

Кто-то устраняется от активной жизни (А. Ахматова), кто-то был более активен.

Валерий Брюсов пошёл на контакт с советской властью, искал положительные моменты в революции. Занимается общественной деятельностью, возглавляет литературные кружки, в 1920е годы вступает в коммунистическую партию. С 1918 по 1919 год был заведующим отделом научных библиотек в Наркомпросе. В 1919м год переходит в государственное издательство, в 1920 году — организует литературное отделение в Наркомпросе (ЛИТО), возглавляет в нём литературную студию. В 1921 году он организует Высший художественно-литературный институт (ВХЛИ), был его ректором. Занимается литературными переводами, работал в Армении.

В 1920е годы — 5 поэтических книг. Один из сборников (1921) — «Такие дни»». «Краткий курс науки о стихе». Пытается запечатлеть бег времени, образ революции, которая предстаёт в виде вздыбившегося всадника. Время романтики. Одно из стихотворений — «К русской революции». Пытается реализовать мечту о свободном человеке с грядущими гуннами. «Только русский»: мы новое поколение, новая нация.

Изучает историю литературы Армении.

Анна Ахматова. В.С. Баевский: смысл поэзии Ахматовой в 1920е-1930е годы — плач по своему поколению, и начинается он в пореволюционные годы.

Меняется характер литературой героини: он становится более суровым, героиня мужает. Она переживает утрату светлых моментов.

Её привлекают исторические реалии, культурные ценности прошлого. Отсюда — интерес к истории, архитектуре старого Петербурга, интерес к Пушкину. Продолжает откликаться на драматические события современностью («Сергею Есенину»). Ахматова воспринимает смерть Есенина более обобщённо: он истинный поэт, и его смерть — звено в общей трагической канве русской истории. Героиня ощущает, что и в своей судьбе она несёт горе («Я гибель накликала многим…»).

Начало 1920х годов: выходят её книги («Подорожник», «Anno Domini»), потом её понемногу начинают выдвигать из литературной жизни.

Попытка соединить лирическое и социальное, интимные моменты жизни и судьбу народа.

К. Мочульский: безысходность тоски, ужас одиночества героини. Вечная разлука и вечное ожидание как ведущие душевные черты. Её героиня проходит всё тот же проклятый круг любви, которая требует много жертв и превращается в муку, терзание, но героиня находит силы, чтобы освободиться от любовного рабства. Вторая линия — осмысление трагических событий русской истории.

Николай Гумилёв. «Огненный столп» (1921): начинает нарастать философское осмысление бытия. После смерти (1923 г.) был издан сборник «К синей звезде. Неизданные стихи». Вернувшись из Франции, Англии, Гумилёв оказывается в центре литературной жизни. Напряжённая культурно-просветительская работа. Издание «Всемирной литературы» (с Блоком, Горьким и др.). Лекции по французской и английской литературе. Член СДХЛ (Союз деятелей художественной литературы) — ведёт практические занятия по поэтике в литературной студии, ведёт различные поэтические семинары, в частности читает лекции в студии Пролеткульта. Попытка восстановить «Цех поэтов» — «Звучащая раковина». Жанр баллады. Духовные поиски человечества, история человечества, его исторический путь. Стихи этих годов, с одной стороны, поиски земной гармонии, с другой — некое подведение итогов и жизни самого поэта, и пути человечества. Образ трагического тупика. Образ странничества, поиск некоего откровения.

Сборник «Огненный столп» носит символическое название. Откровение бытия, тайна мироздания, смысл жизни человека. Противоречие духа, души и тела, идеала и действительности. Размышление о жизни поэта после смерти («Персидская миниатюра»). «Шестое чувство»: природное начало в поэте. Образ заблудившегося трамвая. Мотив одиночества начинает нарастать, невозможность найти свой идеал, соединить земное и надбудническое. Возвращение к символизму. Мрачные силы, которые препятствуют возрождения лирического героя.