Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Уровни умственной деятельности

Методы обучения

Методы обучения

Н. М. Верзилин, Е. И. Перовскому,

Е. Я. Голант,

Д. О. Лордкипанидзе

Источник передачи информации и характер ее восприятия

Словесные, наглядные, практические

И. Ф. Харламов,

М. А. Данилов,

Б. П. Есипов

Характер дидактических целей и решения познавательных задач в процессе обучения

Методы подготовки к изучению нового материала, методы сообщения новых знаний, методы конкретизации и углубления изучаемого материала, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков

Ю. К. Бабанский,

В. И. Андреев

Комбинирование разных признаков

Методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования и мотивации учащихся, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности

М. И. Махмутов

Сочетание способов деятельности учителя и учащихся

Методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий и др.) и методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)

И. Я. Лернер,

М. Н. Скаткин

Характер учебно-познавательной деятельности учащихся

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

А. Н. Алексюк

Логика обучения

Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические

 

Рассмотрим более подробно классификацию методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

       

Объясни-

тельно-иллю-стративный (информационно-рецептивный)

1 – узнавание

Сообщение инфор-мации учителем

Восприятие и осознание знаний. Запоминание (произвольное)

Репродук-

тивный

2 – воспроизведение

Составление и предъявление зада-ний на воспроиз-ведение знаний и способов умствен-ной и практической деятельности. Руко-водство и контроль за выполнением

Воспроизведение знаний и способов действий по образ-цам, показанным учителем. Произвольное и непроизвольное запоминание

Проблемного изложения

3 – применение

Постановка пробле-мы и раскрытие доказательного пути ее решения

Восприятие и осознание проблемы Мысленное прогно-зирование логики решения проблемы. Запоминание (непроизвольное)

Частично-поисковый (эвристический)

3 – применение

4 – творчество

Постановка пробле-мы. Планирование шагов решения про-блемы. Руководство деятельностью уча-щихся (корректировка)

Восприятие и осмы-сление задания. Актуализация зна-ний о способах ре-шения сходных за-дач. Самостоятель-ное решение части задачи. Самоконт-роль. Непроизволь-ное запоминание и самостоятельная мотивировка

Исследова-тельский

4 – творчество

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Самостоятельное рассмотрение проб-лемы, планиро-вание этапов и способов исследова-ния. Самоконтроль. Непроизвольное за-поминание. Мотивировка ре-зультатов работы

 

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. На основе исторического наследия и существующей педагогической практики выделяются следующие методы обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод (проведение эксперимента), практический метод (применение знаний при решении задач), познавательная игра, обучающий контроль, ситуационный метод, конструирование, проектирование и др.