Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Уровни умственной деятельности
Методы обучения
Методы обучения
Н. М. Верзилин, Е. И. Перовскому,
Е. Я. Голант,
Д. О. Лордкипанидзе
Источник передачи информации и характер ее восприятия
Словесные, наглядные, практические
И. Ф. Харламов,
М. А. Данилов,
Б. П. Есипов
Характер дидактических целей и решения познавательных задач в процессе обучения
Методы подготовки к изучению нового материала, методы сообщения новых знаний, методы конкретизации и углубления изучаемого материала, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков
Ю. К. Бабанский,
В. И. Андреев
Комбинирование разных признаков
Методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования и мотивации учащихся, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности
М. И. Махмутов
Сочетание способов деятельности учителя и учащихся
Методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий и др.) и методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)
И. Я. Лернер,
М. Н. Скаткин
Характер учебно-познавательной деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
А. Н. Алексюк
Логика обучения
Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические
Рассмотрим более подробно классификацию методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.
Объясни- тельно-иллю-стративный (информационно-рецептивный) | 1 – узнавание | Сообщение инфор-мации учителем | Восприятие и осознание знаний. Запоминание (произвольное) |
Репродук- тивный | 2 – воспроизведение | Составление и предъявление зада-ний на воспроиз-ведение знаний и способов умствен-ной и практической деятельности. Руко-водство и контроль за выполнением | Воспроизведение знаний и способов действий по образ-цам, показанным учителем. Произвольное и непроизвольное запоминание |
Проблемного изложения | 3 – применение | Постановка пробле-мы и раскрытие доказательного пути ее решения | Восприятие и осознание проблемы Мысленное прогно-зирование логики решения проблемы. Запоминание (непроизвольное) |
Частично-поисковый (эвристический) | 3 – применение 4 – творчество | Постановка пробле-мы. Планирование шагов решения про-блемы. Руководство деятельностью уча-щихся (корректировка) | Восприятие и осмы-сление задания. Актуализация зна-ний о способах ре-шения сходных за-дач. Самостоятель-ное решение части задачи. Самоконт-роль. Непроизволь-ное запоминание и самостоятельная мотивировка |
Исследова-тельский | 4 – творчество | Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Самостоятельное рассмотрение проб-лемы, планиро-вание этапов и способов исследова-ния. Самоконтроль. Непроизвольное за-поминание. Мотивировка ре-зультатов работы |
Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. На основе исторического наследия и существующей педагогической практики выделяются следующие методы обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод (проведение эксперимента), практический метод (применение знаний при решении задач), познавательная игра, обучающий контроль, ситуационный метод, конструирование, проектирование и др.