Искусство Древнего Рима
Величайшая цивилизация Древнего мира, мировая держава.
Имела огромную завоеванную территорию от Британских островов до юго-восточного Средиземноморья, включая весь бассейн Средиземного моря, Северную Африку и Испанию.
Послужила основой правовой, культурной и административно-политической для формирования современной европейской государственности.
На формирование художественной культуры Древнего Рима оказало огромное влияние наследие этрусков и их государства (до 510 г. до н.э.).
Общая хронология развития художественной культуры:
С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.
Тип государства:
- Республика, управляемая Сенатом - 510 г. до н.э. - 27 (30) г. до н.э.:
- Ранняя – к.У1 – Ш вв. до н.э.
- Поздняя – Ш – 1 вв. до н.э.,
- Империя – к.1. в. до н.э. (27 (30) г. до н.э.) - 476 г. н.э.
Ранняя - к.1.в.до н.э. – П в.н.э.
Поздняя – Ш - У вв. н.э.
В 330 г. н.э. империя разделится на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). Раздел империи по-разному определит судьбы этих новых государств: Западная империя падет под натиском варварских племен в конце У в., а Восточная продолжит свое существование в эпоху Средневековья уже под другим названием, Византия.
АРХИТЕКТУРА:
Новая конструктивная система (заимствована у этрусков) - арочно-сводчатая.
Техники строительства:
каменная кладка по сухому (без связующего раствора),
кирпично-бетонная кладка, плоский кирпич с каменной забутовкой.
Выстроенные из дешевого кирпича с частичным включением камня сооружения затем облицовывались мраморной декорацией с использованием ордера, что придавало зданию роскошный вид и импозантность (с эпохи императора Августа).
Греческие ордерные системы были заимствованы римлянами, однако использовались да и выглядели иначе.
Римский ордер (тосканский, или тускский) имел базу и дорическую капитель, однако в отличие от греческого образца ствол его колонны не имел каннелюр, зато он тщательно отполировывался, почти что до зеркального блеска.
Римская колонна в отличие от греческой – это не столько объемное тело, скульптурное и выразительное своей пластикой; это прежде всего зрительный ориентир, опора, отмечающая путь процессии или указывающая направление дороги идущему.
Значение ордера в Риме было в большой степени декоративным. Некоторые римские типы храмов (например, псевдопериптер) лишь отчасти напоминали греческий оригинал. Отличались от последнего тем, что колонны в задней части строения как бы врастали в стены храма, выступая из них лишь наполовину, в виде полуколонн.
Основная задача – организация публичного пространство как центра жизни большого города (античного мегаполиса):
Типология архитектурных сооружений:
- Инженерно-коммуникационные (многоярусные) сооружения (мосты, каналы, дороги, акведуки, цистерны, клоаки (канализационные) и др.)
- Храмы (псевдопериптеры, толосы) с глубокими портиками (для гаданий авгуров и гаруспиков), высокими лестницами напротив входа
- Гражданские административные и хозяйственные сооружения (архив-табулариум, базилика, курия, библиотеки, рынки, складские помещения в Остии)
- Зрелищно-развлекательные сооружения (театры, цирки (амфитеатры), термы (бани), и т.д.)
- Триумфальная архитектура (арки, колонны, форумы)
- Многоэтажные жилые дома в городе (с инсулами, сдаваемыми внаем)
- Жилая архитектура: городская и загородная (вилла как хозяйственная система и жилая резиденция)
- Гражданский форум (городская площадь) – центральный архитектурный феномен Рима
- Обширные загородные резиденции императоров (например, вилла Адриана в Тиволи)
СКУЛЬПТУРА (круглая и рельеф):
Имеет характер исторического свидетельства, юридического документа. Создается из прагматических интересов. В официальных памятниках имеет идеологическую подоснову как символ Империи.
Материалы скульптуры –
- бронза (технику бронзового литья заимствовали у этрусков),
- мрамор (наследие греков),
- терракотта.
Типология памятников:
- Терракоттовые статуи богов – от этрусских мастеров
- Скульптурный портрет (маска, бюст, статуя) – развился из посмертной маски. Связан с культом предков и погребальным ритуалом. Часто используется в надгробиях республиканского времени
- Официальные статуи императора (в образе Юпитера, Александра Великого, а также конные монументы в качестве императора-триумфатора, воплощения Марса)
- Монументально-декоративная скульптура (рельефные надгробия, алтарь Мира, сцены завоевания врагов на триумфальных колоннах)
- Декоративно-прикладная скульптура: резные камни (камеи, инталии) - глиптика
- Портретные монеты с изображением головы (бюста) императора в профиль.
ЖИВОПИСЬ:
- Монументально-декоративная живопись для украшения интерьеров домов – так называемые «помпеянские стили»:
- инкрустационный,
- виллы Мистерий,
- канделябрный,
- театрально-декорационный.
- Портреты (в технике энкаустики на стенах домов, в интерьере)
- Натюрморты (изображение doni ospitali - «даров гостеприимства»)
- Фаюмский портрет – уникальный историко-художественный феномен П в. до н.э. – П-Ш вв. н.э.– погребальный живописный портрет, выполненный на небольших деревянных дощечках и накладывавшийся на лицо умершего под погребальные пелены. Назван по месту обнаружения в некрополе египетской провинции Фаюм. Имеет черты восточной (древнеегипетской, греческой, сирийской) и собственно римской художественных традиций. Указывается в качестве одного и прототипов позднейшего иконного изображения.
Техники:
Напольная галечная мозаика, энкаустика, фреска.
Тема Ш