Эля, 6 лет.

От беременности с токсикозом первой половины; роды — в срок, стремительные. Закричала сразу, сосала активно. раннее развитие своевременное. Росла крикливой, беспокойной, требовательной, капризной. Не умела играть одна, постоянно требовала присутствия взрослых. Много говорила, задавала много вопросов. Тянулась к детям, но стремилась командовать, ссорилась, а иногда и дралась с детьми. Ей нравилась красивая, яркая одежда, бижутерия. Потребовала проколоть уши и купить сережки. Любимым занятием была примерка платьев, туфель на высоких каблуках и драгоценностей матери. Не выходила на улицу без сумочки, без прически с несколькими заколками-бабочками, и огромными, яркими бантами, без шляпки. Любила выступать дома перед гостями: читала стихи, пела песенки, танцевала, нарядившись в мамино платье. При этом нисколько не смущалась, выглядела театрально, жеманно, вычурно, иногда нелепо и смешно. С родными была капризна, требовательна, при невыполнении своих желаний громко плакала, кричала, каталась по полу, угрожала убежать, умереть. При неприятных для себя ситуациях — провинностях, нежелании подчиняться требованиям родителей — жаловалась на головные боли, боли в животе, ногах, руках. В детском саду (с 4,5 лет) сразу же появились значительные трудности: требовала постоянного присутствия воспитателя, поощрения, восхищения ею. Стремилась быть в центре внимания, самой лучшей, но для этого почти не прилагала усилий. Занималась небрежно, нехотя, часто давала бездумные ответы. Стремилась Любила выступать на утренниках; причем, обижалась, рыдала, кричала, манерно заламывая руки, если ей не давали главной роли. Если Когда хвалили других детей, сердилась, пыталась доказать, что она тоже преуспела в выполнении этого задания. К детям относилась высокомерно, часто пыталась их унизить. Дома рассказывала разные, не соответствующие действительности истории о плохом поведении детей и своих необыкновенных успехах. Часто жаловалась на боли в различных частях тела, стала еще более капризной. Нередко по утрам перед посещением детского сада отмечалась рвота.

В данном случае у девочки дошкольного возраста с чертами характера истерического круга отмечаются первые признаки дизадаптации, нуждающиеся и в педагогической, и в лечебно-психологической коррекции.

Возбудимая (эксплозивная) психопатия.Психопатии возбудимого типа свойственна необычайно сильная взрывчатая аффективная возбудимость. В детском возрасте возбудимая психопатия выражается в капризности, легкости озлобления, неадекватном крике, обидчивости, а нередко в жестокости и угрюмости. Дети и подростки с патологическими личностными особенностями возбудимого круга склонны к дисфориям, претендуют на лидерство в общении со сверстниками, любят командовать, устанавливать свои порядки, конфликтны и из-за этого чрезвычайно трудны в семье и коллективе. У психопатов возбудимого типа отмечаются приступы гнева, ярости, чрезвычайно сильные аффективные разряды по самым незначительным поводам, которые иногда сопровождаются выраженным двигательным возбуждением и аффективно суженным сознанием. В этих состояниях, особенно в момент алкогольного опьянения, возбудимые психопаты склонны к необдуманным и порой опасным поступкам и действиям. Среди возбудимых психопатов очень часто встречаются лица активные, но не всегда способные к длительной, целенаправленной деятельности, неуступчивые, жестокие, нередко с садистическими наклонностями, расторможением влечений, их извращением и сексуальными эксцессами.

В детском возрасте черты возбудимости проявляются в быстром возникновении озлобления, активного протеста с агрессивным поведением, драчливости, требовательности и капризности. В школьные годы реакции активного протеста (драки, уходы, стремление делать назло) становятся особенно выраженными, служа поводом для разнообразных школьных взысканий. Очень часто черты возбудимости имеют не только конституциональное происхождение, но и во многом обусловлены и резидуально-органическим поражением ЦНС. Школьная дизадаптация при этом обусловленаявляется следствием не только трудностейями поведения, но и невысокимих интеллектуальнымих способностямией, истощаемостьюи, чрезмерной утомляемостиью, неусидчивостиью и непоследовательностиью деятельности. В подростковом возрасте возбудимые психопаты, быстро усваивающие отрицательный социальный опыт и нередко проявляющие черты педагогической запущенности, демонстрируют уже асоциальное и противоправное поведение. Здесь наряду с повышенной аффективной возбудимостью выступают гротескные формы подросткового криза в виде реакций оппозиции, эмансипации, группирования, имитации асоциального поведения взрослых.

Эпилептоидная психопатия,как об этом свидетельствует сам термин, имеет большое сходство стипичными изменениями личности при эпилепсии. Она характеризуется вязкостью, тугоподвижностью психических процессов, инертностью, застреваемостью в эмоциональности, а иногда и в мышлении, выступающими в сочетании с периодически возникающими периодами дисфории, а также более продолжительными, чем при возбудимой психопатии, аффективными разрядами со злобностью, брутальностью и агрессивностью. В то же время у эпилептоидных психопатов нередко отмечаются слащавость, утрированная нежность и привязанность к близким в сочетании с жестокостью, садистическим стремлением причинить боль окружающим и подчинить их себе.

Уже в первые годы жизни такие дети обращают на себя внимание хмурым выражением лица, преобладанием недовольного настроения, раздражительности и капризности, непереносимостью любого дискомфорта, бурными и длительными аффективными вспышками. Они проявляют стремление мучить животных, отбирать у детей игрушки, присваивать себе в игре роли отрицательных персонажей, командовать детьми и даже взрослыми. Их фантазии, как правило, имеют деструктивную, садистическую окраску. В младшем школьном возрасте усиливаются эгоцентризм, агрессивность, жестокость, учащаются и удлиняются вспышки гнева с разрушительными тенденциями. Нередко, однако, дети школьного возраста проявляют гиперсоциальность с мелочным педантизмом, скрупулезностью в выполнении заданий, чрезмерную аккуратность, что часто заслоняет собой собственно учебный процесс. Они прямолинейны, негибки, конфликтны, застревают на аффективно значимых переживаниях, часто недоброжелательны, подозрительны, мелочны и придирчивы. Большинству эпилептоидов все же свойственны черты гиперсоциальности — аккуратность, исполнительность, практичность, приспособленность в быту, настойчивость в достижении целей, что, естественно, способствует достаточно высокой социальной адаптации подростков. В то же время такие подростки остаются трудными и в школе, и в семье из-за эгоистичности, мелочной придирчивости, мстительности, периодов недовольно-злобного настроения и вспышек ярости.

Психопатия неустойчивого круга.Основными свойствами «“неустойчивых”» («безудержных», «безвольных») являются слабость волевой деятельности, безволие, повышенная подчиняемость, податливость влиянию окружающих, внушаемость, непостоянство, беззащитность перед внешними влияниями, неспособность к целенаправленной деятельности. Психопаты неустойчивого типа легко меняют места учебы и работы, решения и планы, часто не доводя ни одного дела до конца и живя одним днем. Они живут с постоянной жаждой все новых впечатлений, знакомств и развлечений, сиюминутных удовольствий, являющихся основным мотивом поступков. «“Неустойчивые”» дети и подростки отличаются неусидчивостью, нецеленаправленностью, разбросанностью; не задумываясь о последствиях, легко включаются в любые проделки и авантюры. Как правило, психопаты неустойчивого типа плохо учатся, несмотря на хорошие способности. Они поверхностны, не имеют стойких эмоциональных привязанностей, даже к близким родственникам и приятелям.

В дошкольном возрасте дети с чертами неустойчивости отличаются непоседливостью, непослушанием, легкостью усвоения отрицательных форм поведения, подражанием поведению других детей, трудностью усвоения дисциплинарных норм, простодушием, говорливостью, чрезмерной общительностью и доверчивостью. Они часто озорничают исподтишка, проявляют неустойчивость настроения, отсутствие волевойых задержек регуляции?. Уже в старшем дошкольном возрасте при подготовке к школе обнаруживается стойкое нежелание учиться. Они любым путем отлынивают от занятий, требуя неусыпного контроля со стороны родителей и педагогов. Отсутствие чувств долга, поверхностность интересов, неспособность к длительной целенаправленной работе приводят к прогулам, обманам, знакомству с асоциальными группами детей и подростков, раннему курению, алкоголизации, мелким правонарушениям. При отсутствии неправильномго воспитанияи уже в начальных классах развивается школьная дизадаптация, приводящая к отказу от посещения школы. Проявления формирующейся психопатии неустойчивого круга становятся особенно заметными начиная с младшего школьного или препубертатного возраста, когда нарушения поведения нередко приобретают стойкий противоправный характер (кражи, угоны автомобилей, участие в групповых преступлениях, где они полностью подчиняются старшим и более сильным подросткам). В подростковом и юношеском возрастах «неустойчивые» часто бросают школу, убегают из дома, и предоставленные самим себе, ведут беспорядочный образ жизни, перенимая, как правило, отрицательные формы поведения, алкоголизируются, употребляют наркотики, рано вступают на криминальный путь. При адекватном надзоре происходит созревание эмоционально-волевого ядра личности, появляются позитивные социальные интересы, и иногда к юношескому возрасту сглаживаются черты неустойчивости, что значительно улучшает социальную адаптацию «“неустойчивых»” и социальный прогноз.

Группа эмоционально тупых личностей.Основной особенностью, объединяющей эту группу психопатических личностей, является недоразвитие высших нравственных чувств. «Эмоционально тупые» бездушны, бессердечны, лишены чувства стыда, сострадания, раскаяния, совести, чести. С раннего возраста их отличает отсутствие духовных интересов, распущенность, эгоистичность, лживость, жестокость. Они издеваются над младшими и беспомощными, мучают животных, враждебны даже к родителям. В школе бранятся, дерутся, рано начинают воровать, убегать из дома, бродяжничать. Они эмоционально глухи, не сочувствуют, не сопереживают, равнодушны и к похвале, и к наказаниям, никого не любят. Эмоционально тупые личности рано вступают на криминальный путь и пополняют ряды «врагов общества» (по терминологии старых авторов).

Несмотря на то, что формирование психопатии происходит, как считает подавляющее большинство психиатров, не ранее 18 лет, нередко черты будущей психопатии со всей очевидностью проглядывают, начиная с раннего дошкольного и даже грудничкового возраста ребенка. На первом году жизни вполне возможно проявление шизоидных черт («шизотипический диатез»). На втором-третьем году жизни становятся заметными более или менее выраженные черты возбудимости, что проявляется в бурной реакции на любой дискомфорт, ярких аффективных вспышках, склонности к дракам, агрессивности, жестокости, активном непослушании, непонимании запретов. Психастенические особенности сказываются в робости, стеснительности, чувствительности, нежности, чрезмерной привязанности к матери и зависимости от нее, общей боязливости и склонности к быстрому формированию конкретных навязчивых страхов, особенно за жизнь и здоровье близких, а также других идеаторных навязчивостей с ритуалами защиты. Так же рано у ребенка становятся очевидными истерические черты: капризность, требовательность со стремлением во что бы то ни стало добиться исполнения своего каприза, нетерпеливость, приступы крика, визга при отказе выполнить их требование и даже элементы “истерической дуги” с падением на спину, выгибанием, напряжением мышц спины и шеи. Не исключено также раннее появление демонстративности, стремления быть в центре внимания, иметь зрителей, склонность к внешним эффектам.

Перечисленные черты, появившиеся в раннем возрасте, еще нельзя расценить как психопатию. Они отражают только основную тенденцию развития дисгармонической личности, но под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды могут актуализироваться и закрепляться, превращаясь в стабильные, тотальные уродства характера.

Профилактика и реабилитационная помощь при социальной дизадаптации, связанной с личностными аномалиями у детей и подростков.Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс целенаправленных социально-средовых, медицинских и педагогических воздействий. Для социальной адаптации психопатических личностей самыми важными корригирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка или подростка с личностной аномалией от лиц с асоциальными наклонностями, вступившими на криминальный путь, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками или имеющими половые извращения.

Не менее важна психотерапевтическая работа с родственниками, цель которой заключается в улучшении внутрисемейных отношений, поскольку нарушенные семейные отношения значительно утяжеляют патохарактерологическое развитие и приводят, особенно в подростковом возрасте, к тяжелым декомпенсациям. Для родителей и специалистов, занимающихся вопросами адаптации подростка с психопатическими чертами характера, главная задача заключается в поисках той сферы знаний, умений, учебной и трудовой деятельности, которая привлекает подростка и может раскрыть и реализовать его способности. При этом необходим подбор коллектива, лишенного противоречащих личностной структуре подростка установок, асоциальных тенденций и в то же время демонстрирующего профессионализм, терпимость, способного поощрять и стимулировать подростка. Важнейшей задачей является помощь в адаптации и закреплении подростка в таком коллективе, длительная и ненавязчивая эмоциональная поддержка взрослых.

Большая роль в системе лечебно-коррекционных мероприятий подростков с аномальными личностными особенностями принадлежит психотерапии. Проводимая психотерапевтическая работа должна быть индивидуальной и соответствовать особенностям личностных аномалий. Главные цели психотерапии — компенсация характерологических девиаций и активация социально-трудовых стремлений подростка. Психастеникам и сенситивным шизоидам показаны разъяснительные беседы, для того чтобы помочь им разобраться в собственных сомнениях, рассеять подозрения в своей несостоятельности, никчемности, недоброжелательности окружающих, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Для психопатических личностей возбудимого круга, неустойчивых личностей, личностей, склонных к расстройствам влечений, целесообразна императивно-суггестивная, иногда даже директивная манера психотерапии, направленная на преодоление мешающего адаптации неправильного поведения, формирование умениея владеть собой, сдерживать эмоциональные порывы, не принимать скоропалительных решений.

Медикаментозная терапия показана при психопатиях в основном в случаях возникновения острых и затяжных реакций, а также при выраженных личностных аномалиях со склонностью к частым декомпенсациям. При медикаментозном лечении психопатий чаще всего используются транквилизаторы и нейролептики — так называемые корректоры поведения. В некоторых случаях адекватно назначение антидепрессантов и ноотропных препаратов. Нельзя забывать, что назначение психотропных препаратов при психопатиях всегда требует известной доли осторожности в связи из-за с возможностьюи появления зависимости. В связи с этим для лечения декомпенсаций у психопатических личностей никогда не используются наркотики, стимуляторы, снотворные барбитурового ряда (типа люминала, барбамила), корректоры нейролептического лечения (циклодол и т. п.), нередко обусловливающие наркоманию.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. П. Б. Ганнушкин. Избранные труды. - М.: Медицина. - 1964.

2. В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина. - 1980.

3. А. Е. Личко. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина. - 1985.

4. Руководство по психиатрии. Т. 1 / Под ред. А. В. Снежневского. - М.: Медгиз. – 1983.

5. Г. Е. Сухарева. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. I. - М.: Медгиз. - 1955.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, - Нижний Новгород - Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара - Новосибирск – Киев - Харьков - Минск.: Питер. - 2004.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ганнушкин П. Б.. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.

2. В. А. Гурьева В. А., В. Я. Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина,. — 1980.

3. А. Е. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. — Л.: Медицина. —, 1985.

4. Руководство по психиатрии. Т. 1 / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медгиз,. – 1983.

5. Г. Е. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. I. — М.: Медгиз. —, 1955.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е изд. – М., —СПб., — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону — Екатеринбург —– Самара — Новосибирск —– Киев — Харьков — Минск.: Питер,. — 2004.

 

ВОПРОСЫ: