КУХУЛИН

ЕЗУС

ДАГДА

ГОИБНИУ

БРАН

(ирл. Bran, "ворон"), в кельтской (ирландской и валийской) мифологии и эпосе герой. В ирландской традиции Бран - сын Фебала,персонаж саги "Плавание Брана" (8 - 9 вв.), достигающий потустороннего мира на островах блаженных в океане. С ирландским Браном идентичен валийский Бендигейдвран (или Бран Бендигейд - "Бран благословенный"; однако первая часть эпитета, возможно, искажение валийского penn, "голова",ибо чудесные свойства головы героя - центральный элемент повествований о Бране). Валийский Бран считался сыном Лира (см. Лер) и правителем Британии. Рассказ о Бране в валийском повествовании "Четыре ветви Мабиногион" (записано в кон. 11 в.) выдает в нем эвгмеризированное божество - он переходит моря вброд, переносит свое войско на спине через реку Лиффи и т. д. Считалось, что после смерти Брана его голова служила чудесным талисманом: зарытая в Лондоне, она предохраняла остров от нашествий и бедствий (ср. в скандинавской мифологии голову Мимира, которую хранил Один). Вероятно,однако, что слово "голова" было одним из обозначений владыки потустороннего мира. В валийском варианте сказаний о Бране сообщается о пиршестве на острове Гвалес (одно из обозначений потустороннего мира), известном как "гостеприимство Благородной Головы", хозяином которого выступает голова Брана. Возможно, в том же смысле и валийский Пуйл называется "головой Аннона" (потустороннего мира). Сходные представления, связанные с головами Ломна, Фергала, сына Майл Дуна и Финна, имеются и в ирландской традиции. С этими же представлениями сопоставимы галльские скульптуры голов (иногда трехликих). Толкуя эпитет "благословенный", позднейшая традиция приписывала Брану утверждение христианства в Британии. Бран стал святым Бренданом средневековых легенд; считается одним из предков короля Артура.

(ирл. Goibniu), Гофаннон (валийск. Gofannon), в кельтской (ирландской и валийской) мифологии бог-кузнец, принадлежащий к Племенам богини Дану. Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали победу над демонамифоморами во второй битве при Мойтуре, а также магический напиток, поддерживавший силы сражавшихся богов. Гоибниу наряду с Дагда считался владельцем магического неистощимого котла и хозяином пиршественной залы потустороннего мира. Вместе с богами Лухта (плотник) и Кредне (бронзовых дел мастер) составлял триаду т.н. богов ремесла.

(ирл. Dagda, "хороший, добрый бог"), в кельтской (ирландской) мифологии один из богов Племен богини Дану. Известен также под именем "Эохаид отец всех" (ирл. Eochaid Allathair). Образ Дагда вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия. Изображался великаном с могучей палицей, которую иногда везли за ним на повозке. Нередко наделялся властью над природными явлениями и урожаем; с этим, очевидно, связана его роль во время празднования Самайна (см. Кельтская мифология), где он выступал совместно с богинями войны и разрушения (Морригу, Бодб). Местопребыванием Дагда считался сид (холм) Бруиг на Бойне, а супругой - обожествленная река Бойн. Персонажем со сходными функциями мог быть галльский Суцелл.

Эзус (лат. Esus, в мифологии кельтов Галлии бог. "Гневный", по выражению упоминавшего о нем римского поэта 1 в. Лукана, он требовал жертв, повешенных на дереве (т.н. Бернские схолии к Лукану, 10 в.). Иконографичесий тип бога (представленный на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Езуса с деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа (топора?) в руке. Жест его, возможно, воспроизводит момент друидического ритуала поклонения омеле.С деревом Езуса ассоциируется бык (лат. Tarvos Trigaranus) со стоящими на его голове и спине тремя журавлями, также известный по изображениям на алтаре.По мнению некоторых исследователей, Езус был общегалльским богом (возможно, войны). Этимологически имя Езуса скорее всего означает "добрый бог", "бог-господин", подобный ирландскому Дагда.

(ирл. Cu Chulainn, "пес Куланна"), в ирландской мифоэпической традиции герой, центральный персонаж многочисленных саг т. н. уладского (ольстерского) цикла. Традиция относит подвиги Кухулина ко времени правления Конхобара в Эмайн Махе, столице Улада (рубеж н.э.). Несмотря на ярко выраженную героическую атмосферу повествований данного цикла и дискутируемую историчность его центральных персонажей, большинство из них (прежде всего сам Кухулин) тесно связаны с мифологией. Сын бога Луга и смертной Дехтире (по другой версии, плод инцеста Конхобора и его сестры Дехтире), Кухулин в раннем возрасте отличается в обычных для ирландского эпического героя "детских деяниях", центральным из которых было убийство чудовищного пса кузнеца Куланна (имя Кухулин - "Пес Куланна" вместо прежнего Сетанта герой получил после того,как вызвался заменить как сторож убитую им собаку). Приняв оружие в семь лет, Кухулин обучался боевой доблести и мудрости у чудесных наставниц Скатах, Уатах и Айфе (от Айфе у него был сын Конлайх,впоследствии неузнанным сразившийся с Кухулином и павший от его руки). Кухулин,полюбивший сиду Фанд, проникает в потусторонний мир Мананнана сына Лера. Он героически противостоит войскам четырех провинций Ирландии ("Похищение быка из Куальнге"); здесь ярко выступают фантастические элементы образа Кухулина - его способность к чудесным преображениям,владение магическими приемами и пр. Кухулин героически сражается с врагами,которым только с помощью волшебства удается добиться над ним победы (вызывают Кухулина на единоборство, когда все остальные улады поражены магической болезнью; заставляют его с помощью волшебства нарушить зароку - "гейсы", лежащие на Кухулине в результате чего он лишается части своей силы, коня, копья); пронзенный насмерть врагами своим же копьем, он умирает стоя, привязав себя к священному камню (сага "Смерть Кухулина").