Право и обычаи
Право и мораль
Правовые нормы.
Корпоративные нормы;
Политические нормы;
Религиозные нормы;
Обычаи;
Нормы морали (нравственности);
Моральпредставляет собой исторически складывающуюся в общественном сознании систему принципов, норм поведения, основанную на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей. Если правовые нормы возникают в процессе правотворчества, а также в процессе функционирования общества и государства, то мораль формируется в духовной сфере жизни общества. Если правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативно-правовых актах), то нормы морали содержатся в общественном сознании. По сравнению с иными социальными нормами (нормами права, политическими нормами, обычаями, корпоративными нормами) у морали наиболее обширная сфера действия. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Поэтому сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга. Право применяется специальными органами и должностными лицами государства с использованием мер государственного принуждения. Право действует избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия.
Обычаи– это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычаи весьма многообразны, так как складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.д. Обычаи – это исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества.
Содержание обычая – это сам образец поведения. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период образования первых государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, Хаммурапи).
Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев:
1. Нормы права поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;
2. Нормы права могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев (например, обычай кровной мести).
3. Нормы права безразличны к действующим обычаям.
От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай как источник (форму) права. В современную правовую систему входят только те обычаи, на которые есть ссылка в законе.