ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Методы истории музейного дела:

Историко-сравнительный метод раскрывает сходство черт в различных явлениях. Сравнение — важный и самый широко распространенный метод научного познания. Объек­тивной основой для сравнений служит то, что историческое развитие общества представляет собой повторяющийся и внутренне обусловленный характер.

Историко-ретроспективный метод отличается выражен­ной направленностью от настоящего к прошлому, от след­ствия к причине. В своём содержании он выступает как приём реконструкции, позволяющий системати­зировать, корректировать знание об общем характере раз­вития явлений.

Историко-культурный метод. С его помощью легче объяс­нить, как складывалась та или иная музейная концепция, поскольку коллекции и музеи нередко отражают индивидуаль­ные взгляды на собирательство отдельных людей, вовлечён­ных в исторический процесс. Историко-культурный метод ставит в центр внимания социально-психологическое исследо­вание личности отдельного человека с его стремлениями, верованиями, убеждениями, деятельностью. При этом из­учаются деятельность, стремления, убеждения не только выдающихся лиц, но и рядовых людей, преследующих опреде­лённые цели, и их общественное поведение, отношение к окру­жающему миру.

Пе­риодизацией принято называть разграничение, разделение исторического времени согласно качественному развитию процессов, которые в нём совершались. Это сущностное распределение историко-музейного процесса данного этно­са, страны, региона, континента, человечества.

В основу периодизации музейного дела положены различные критерии деления исторического процесса на отдельные этапы.

Формационный подход разработан отечественными историографами XX века и коллегами бывшей Германской Демократической Республики (например, К. Шрайнер). Выделяются следующие периоды: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Периодизация истории музейного дела на основе формирования музея как социального института. Автор - А.С. Виттлин (1970). 1. Подготовительный этап публичных музеев; 2. Ранний публичный музей (XVII – XVIII век); 3. Музейные реформы (с 1851 по 1914 гг.); 4. Развитие музеев между Первой и Второй мировыми войнами; 5. Сложение музеев после Второй мировой войны.

Периодизация истории музейного дела в соответствии с общеисторической периодизацией истории зарубежных стран. Автор - Ю. де Варен-Боан (1980). Это периоды истории средневековых музеев, музеев от периода Возрождения по 1700 г., музеев XVIII в., музеев в 1790—1850, 1850—1950 и 1950—1970-х г.

Коллекционный подход. Автор – Дж. Льюис (1984). Классическое кол­лекционирование, раннее коллекционирование в странах Азии и средневековой Европе, коллекционирование пе­риодов Возрождения и Просвещения, период ранних публичных музеев (с XVI в. в Европе и за её пределами), период развития музеев в XX в.. Несколько позже (1993 г.) Дж. Льюис, сохраняя тот же принцип периодизации истории, прибегает к несколько иной последовательности и формули­ровкам: период предшествующих музеям явлений, включа­ющих в себя классическое коллекционирование, коллекции Возрождения, королевские, специализированные личные коллекции и коллекции научных обществ, период возник­новения музеев, который включает в себя этапы публичных коллекций (с начала XVI в.), первых публичных музеев (с конца XVII в.), период музеев во время национальной иден­тификации (первая половина XIX в.), середина XIX в., пер­вый музейный бум второй половины XIX в., этап переоцен­ки роли музеев в жизни общества (первая половина XX в.) и этап нового развития музеев после Второй мировой войны.

Периодизация, соответствующая развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

предмузейное собирательство (архаическое или перво­бытное общество, древний мир, средневековье);

становление музея как социокультурного феномена
(XV в. — 80-е гг. XVIII в.);

выделение музейного дела в самостоятельную отрасль
культуры и массовое появление публичных музеев как ре­зультат реализации программных требований представи­телей либеральных и радикальных слоев общества развитых
и развивающихся стран (90-е гг. XVIII в. — 10-е гг. XX в.);

дальнейшее развитие музейного дела и оформление
музееведения (музеологии) как научной дисциплины
(с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Настоящее учебное пособие рассматривает все четыре периода истории музейного дела, внутри каждого из которых можно выделить отдельные этапы развития специализированных музеев: исторический, художественный, литературный, музей одного художника, детский музей, экомузей.