Факторные модели прогнозирования спроса
Сущность данных методов заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.
Принято различать однофакторные и многофакторные модели оценки и прогнозирования потребительского спроса.
2.1. Однофакторные модели оценки и прогнозирования спроса
К простейшим относятся однофакторные модели спроса, базирующиеся на следующих наиболее часто применяемых уравнениях регрессии:
Yx = a0 + a1x
Yx = a0 + a1x + a2x2
lgYx = lga0 + xlga1 и др.
В приведенных уравнениях:
Ух – расчетная усредненная величина продаж (спроса) товаров, зависящая от фактора Х в рублях или любых других единицах измерения;
Х – учитываемый в модели фактор спроса;
а0, а1, а2 – параметры уравнения, характеризующие:
а0 – свободный параметр уравнения;
а1 – коэффициент регрессии, показывающий на сколько в среднем изменяется спрос У при изменении фактора Х на единицу;
а2 – коэффициент регрессии, отражающий нелинейное приращение спроса У на единицу приращения фактора X.
Однофакторные модели обладают теми же достоинствами, что и трендовые модели. Однако они более содержательны, поскольку вместо аргумента t в них используется фактор-аргумент X, который представляет собой наиболее существенный из множества факторов, формирующих спрос. В качестве такого фактора чаще всего выступают денежные доходы в расчете на душу населения, общий объем потребительского спроса, уровень цен на потребительские товары.
Основной недостаток однофакторных моделей заключается в том, что они не охватывают комплекса факторов, формирующих спрос на тот или иной товар. Поэтому в процессе прогнозирования товарно-групповой структуры спроса предпочтение отдается многофакторным моделям.
2.2. Многофакторные модели оценки и прогнозирования спроса
При многофакторном моделировании спроса наиболее часто применяются уравнения регрессии линейного, параболического, полулогарифмического и логарифмического типов.
Примеры многофакторных моделей прогнозирования спроса:
а) модель прогноза спроса на все потребительские товары:
Y = a0 + a1x1 + a2x2
где Y – индекс расходов населения на все потребительские товары;
x1 – индекс денежных доходов или покупательных фондов населения;
x2 – индекс цен на потребительские товары.
б) модель прогноза спроса на продовольственные товары:
где Y – расходы населения на продовольственные товары;
x1 – расходы населения на псе потребительские товары;
x2 – индекс цен на потребительские товары;
x3 – индекс цен на продовольственные товары.
2.3. Прогнозирование спроса с помощью коэффициентов эластичности
Особым инструментом факторного моделирования и прогнозирования потребительского спроса являются коэффициенты эластичности спроса, введенные в арсенал исследователей рынка английским экономистом А. Маршаллом (1842–1924).
Способность спроса повышаться или понижаться под влиянием воздействия различных факторов называется эластичностью спроса. Для количественного измерения влияния какого-либо фактора на спрос используют коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности спроса – это показатель, характеризующий относительное изменение спроса под влиянием изменения фактора.
Коэффициент эластичности можно рассчитать по формуле:
∆У ∆Х
Кэл = ----- / -----
У Х
где Кэл – коэффициент эластичности;
∆У – изменение спроса в отчетном периоде по сравнению с базисным;
У – показатель спроса в базисном периоде;
∆Х – изменение фактора в отчетном периоде по сравнению с базисным;
Х – показатель фактора в базисном периоде.
При прогнозировании спроса в качестве фактора могут выступать цены, спрос в целом по предприятию, спрос на другой товар, на уровне региона – доходы на душу населения.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос (Y) при изменении фактора (X) на 1%;
Коэффициент эластичности может быть равен 1, быть больше или меньше 1. При отсутствии эластичности спроса значение коэффициента равно 0.
Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос на товар (услуги) является эластичным. Это значит, что спрос растет быстрее, чем увеличивается фактор. Например, при увеличении общего объема реализованного спроса в целом по предприятию обычно более быстрыми темпами увеличивается спрос на товары длительного пользования, особенно на электробытовые товары.
Если коэффициент эластичности меньше 1, то спрос на товар (услуги) считается неэластичным. Увеличение фактора на 1% ведет также к увеличению спроса, но более медленными темпами. Например, при увеличении общего объема реализованного спроса в целом по предприятию спрос на товары первой необходимости также растет, но медленнее.
Если коэффициент эластичности равен 1, то это означает, что увеличение фактора на 1% ведет к увеличению спроса также на 1%.
Рассмотренные варианты характеризуют прямую зависимость между фактором и спросом, так как в любом случае увеличение фактора на 1% ведет к увеличению спроса.
Однако коэффициент эластичности может быть и отрицательным. Тогда зависимость между фактором и спросом будет обратной, т.е. рост фактора на 1% приводит к снижению спроса на величину коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности дает представление о направлении влияния фактора на спрос и мере воздействия (рост цен, как правило, отрицательно влияет на спрос, рост доходов оказывает положительное влияние).
При расчете коэффициента эластичности изменение спроса (∆У) и выбранного фактора (∆Х) должно быть проанализировано не менее чем за 2–3 периода в ряду динамики.
Показатели Y и Х могут быть выражены как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Если показатели Y и Х в базисном периоде равны 100%, то формула коэффициента эластичности будет иметь следующий вид:
∆У
Кэл = -----
∆Х
Рассчитанный коэффициент эластичности может быть использован для краткосрочного прогнозирования при условии, что известно, на сколько изменится фактор в прогнозируемом периоде.
∆Упр = ∆Х * Кэл
где ∆Упр – изменение спроса в прогнозируемом периоде;
∆Х – изменение фактора в прогнозируемом периоде;
Кэл – коэффициент эластичности между спросом и выбранным фактором. По этой формуле можно рассчитать, на сколько процентов изменится спрос в прогнозируемом периоде по сравнению с последним значением в ряду динамики. Затем можно определить объем спроса в прогнозируемом периоде
Рn = [Рn-1 (100 + ∆у)] / 100,
где Рn – объем опроса в прогнозируемом периоде;
Рn-1 – объем спроса в последнем периоде до прогноза.
Если спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары, то рекомендуется применять в прогнозных и коммерческих расчетах показатель перекрестной эластичности спроса по цене. Он рассчитывается отношением темпа прироста спроса на данный товар (∆У1 / У1) к темпу прироста цены на другой товар ((∆Р2 / Р2):
∆У1 ∆
Р2 ∆
У1 Р2
Эр = ----- * 100 + ----- * 100 = ------ * ---- (Эр → Кэл)
У1 Р2 ∆Р2 У1
![]() |
или при наличии уравнения регрессии спроса на данный товар от изменения цены на другой товар:
где У’ – первая производная принятого уравнения регрессии спроса на товар У1 от цены на другой товар Р2.
2. Нормативное прогнозирование структуры потребительского спроса
Его сущность заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры потребительского спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность. Однако в условиях стабильно развивающейся экономики обоснованные нормы потребления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса.
В развитых странах нормативное прогнозирование спроса заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.
В 1985 г. Академией медицинских наук СССР разработаны физиологические нормы потребления продуктов питания, которые были скорректированы Министерством здравоохранения РФ в 1992 г. с учетом экономического кризиса. Научно-исследовательским институтом конъюнктуры и спроса были разработаны нормативы рациональной обеспеченности основными товарами длительного пользования. Опираясь на рациональные нормы потребления товаров, можно установить степень их достижения в настоящее время или определить возможные сроки их достижения в будущем, исходя из сложившихся или прогнозируемых темпов роста спроса и предложения товаров на рынке.
При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования.
Совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.
Первоначальный спрос новых покупателей (Dn) определяется как разность между рациональным перспективным парком этих изделий (Dt+1) и фактическим их наличием в базисном году перспективного периода (Dt).
Dn = Dt+1 - Dt
Спрос на замену выбывающих изделий (Dt) определяется по формуле
где R – срок службы изделия.
Перспективный наличный парк изделий длительного пользования (Dt+1) определяется по формуле:
где ht+1 – прогнозируемая обеспеченность домашних хозяйств изделиями в году t+1 перспективного периода;
Qt+1 – прогнозируемая численность домашних хозяйств в году t+1 перспективного периода.
При этом принимается, что обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования развивается по логистической функции:
где Н – предел насыщения обеспеченности;
е – основание натурального логарифма .
Сравнивая возможности первых двух направлений прогнозирования потребительского спроса можно сделать следующие выводы:
– экономико-статистические методы прогнозирования опираются на инерционный характер динамики спроса и в конечном счете сводятся к перенесению зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Нормативное же прогнозирование связано с регулируемостью экономики и основывается на рациональных целях ее развития, которые необходимо достичь в прогнозируемом периоде;
– основной недостаток экономико-статистического прогнозирования спроса заключается в том, что оно не содержит полной совокупности условий прогнозирования спроса на перспективу, поскольку основано на принципе инерционности развития экономики. Нормативный подход не обеспечивает необходимого соответствия возможностей динамики факторов потребительского спроса намечаемым целям экономического роста;
– отсюда следует необходимость использования достоинств обоих подходов на основе сочетания возможностей экономико-статистического и нормативного прогнозирования потребительского спроса.
3. Методы экспертных оценок и прогнозирования спроса
Методы экспертных оценок базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы проблемы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.
Применяются следующие методы опросов и формирования экспертных оценок:
– анкетирование – письменный опрос экспертов с помощью анкет;
– интервьюирование – устный опрос экспертов в форме беседы-интервью;
– метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;
– «мозговая атака» – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и путей ее решения (критика выдвигаемых идей запрещена);
– дискуссия – открытое коллективное обсуждение проблемы с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий динамики спроса (взаимная критика поощряется).
В соответствии с принятой гипотезой о том, что эксперты являются достаточно точными «измерителями» анализируемых и прогнозируемых тенденций развития спроса, обобщающие оценки строятся на основе осреднений индивидуальных оценок экспертов. Наиболее распространенными способами получения обобщающих оценок являются расчеты с помощью простой арифметической средней:
где с – обобщающая экспертная оценка;
сi – индивидуальная оценка эксперта i;
i = 1,2, ..., n – порядковый номер эксперта;
или с помощью взвешенной арифметической средней:
где Сmin – минимальная экспертная оценка;
С0 – наиболее вероятная (часто встречающаяся) экспертная оценка;
Сmax – максимальная экспертная оценка.
Основной недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить. Поэтому они применяются в тех случаях, когда отсутствует информация о прогнозируемом спросе и, следовательно, неприменимы более строгие и формальные методы прогнозирования. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.
4. Прогнозирование спроса с помощью методов аналогии
Методы аналогии основываются на использовании опыта высокоразвитого процесса для прогнозирования возможной структуры спроса менее развитого процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров.
Прогнозирование спроса по аналогии включает:
– анализ закономерностей развития более высокой структуры спроса (или товара – аналога нового товара);
– оценку возможностей использования этих закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.
Примером применения аналогии является структурное моделирование и прогнозирование потребительского спроса. Суть его заключается в применении для целей прогнозирования спроса известного закона Энгеля. Если, например, имеются данные статистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных в зависимости от уровня денежных доходов на одного человека, тогда, анализируя их динамику, заметим, что по мере развития экономики и роста средне-душевых доходов определенная часть населения низших групп переходит в более высокие группы доходности. При этом структура спроса населения более низких групп доходности по мере перехода в более высокие группы доходности приближается к более прогрессивной структуре спроса последних.
Следовательно, процедура структурного моделирования и прогнозирования спроса включает два основных расчета:
– обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;
– прогнозную оценку возможной структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и в целом по всем группам населения.
При этом могут быть использованы закономерности развития структуры потребительского спроса (в том числе, спроса на аналогичные товары) в развитых странах или регионах.
Несмотря на количественные оценки прогнозов спроса при его структурном моделировании, методы аналогии рекомендуется использовать в основном для качественного описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфических экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического копирования закономерностей развития используемого аналога.
Таким образом, экономической теорией разработаны и на практике применяются разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода прогнозирования в отдельности, как правило, малоэффективно.
Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате обеспечивается комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса в системе государственного регулирования рынкам обращения потребительских товаров.