Русский язык как учебный предмет

4.

3.

2.

1.

Методика преподавания русского языка как наука

(2 ч.)

Лекция

1. Предмет и задачи методики.

2. Связь методики преподавания русского языка с другими науками.

3. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

4. История методики преподавания русского языка.

 

Методика преподавания русского языка изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причём понятие обучение включает в себя:

а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;

б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;

в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.

Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики преподавания русского языка.

Методика решает 3 задачи:

1) «зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку;

2) «чему учить», т.е. определение содержания обучения, обоснование и составление программы, учебников для учащихся, пособий;

3) «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, составление методических пособий и учебного оборудования.

Методика преподавания русского языка развивается на стыке многих наук, таких как философия, психология, дидактика, языкознание.

Так философами и физиологами установлена связь языка и сознания, языка и мышления. Мышление человека не может развиваться без языкового материала.

Методика тесно связана с психологией, опирается на неё в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи.

Методика преподавания русского языка использует методы обучения, выработанные дидактикой – лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза и др. Многие дидактические понятия – цели обучения, межпредметные связи, урок, учебник и др. используются в методике преподавания русского языка.

Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Язык – это система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи.

В методике преподавании русского языка используются такие методы исследования, как эксперимент, изучение истории школы и методических учений, теоретический анализ литературы по методике в смежных областях, анализ самого предмета обучения – языка, моделирование учебно-воспитательного процесса и его экспериментов, диагностика и прогнозирование трудностей в обучении, исследование речевого развития учащихся как в среднем, так и индивидуально.

Методический эксперимент является весьма распространенным методом исследования. Он проверяет доступность и эффективность новых программ, учебников, пособий, отдельных типов уроков, целых систем обучения.

Первый известный нам печатный учебник русского языка – «Азбука» Ивана Федорова (1574). Первое методическое пособие появилось в 1783 г., его автор – известный русский педагог Янкович-де-мириево («Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»).

Из числа учебников русского языка в XVII-XVIII веков выделяется «Грамматика» Смотрицкого (1619), «Букварь» Истомина (1694) и особенно «Российская грамматика М.В.Ломоносова» (1757).

Возникновение методики преподавания русского языка как науки связано с появлением в 1844 г. Книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). В XIX веке преподаванию русского языка уделяли внимание Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев и др.

Велик вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского. Основные труды его адресованы начальной школе: он создал учебники «Детский мир» и «родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, которые высоко ценил. Он писал: «Сочинения, если под ними разуметь упражнения дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз» (Собр. Соч. – Т. 5. – с. 333).

Яркий след в методике преподавания русского языка оставил Л.Н.Толстой – создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872).

Конец XIX – начала XX века – период расцвета методики, к этому времени относятся труды Стоюнина, Поливанова, Бунакова, Флерова, Водовозова, Гаврилова, Алферова и др.

В начале ХХ века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В её развитии принимали участие крупнейшие лингвисты – Фортунатов, выступивший в 1903 г. c речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе», Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка; Овсяников-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 годов.

В советское время выделялись такие ученые как Щерба, Ушаков, Пешковский, Виноградов, Бархударов, Текучев.

Настоящему времени характерна общая гуманитарная направленность, возникло разнообразие типов школ, программ, учебников. В гуманитарных школах и классах введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык и др.

Широко применяются инновационные методики, направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество.

 

(2 ч.)

1. Основа русского языка как школьного учебного предмета.

2. Познавательные цели.

3. Практические цели.

4. Общепредметные цели.