Община, практика хозяйствования и общения в ней формировали и определенные личностные типы русского крестьянина.
Вероятно, основным типом следует считать тип «труженика», «пахаря», человека, который много и честно работает не ради денег, а чтобы обеспечить достойное существование себе и близким. В русском фольклоре этот тип отразился в образе Микулы Селяниновича, которого «любит Мать-Сыра Земля». В поэзии Н.А.Некрасова этот же тип представлен крестьянином Проклом, персонажем поэмы «Мороз Красный Нос». Прокл – «советник родителям», «работник в поле», «хлебосол и приветник гостям», «кормилец, надежа семьи». Он, по оценке старосты, был «благодушен», «жил честно», «в сроки платил господину оброки и подать царю представлял!».
Заметен также тип защитника мира (и отдельных людей в нем), а также и всей Русской земли. Илья Муромец – идеальный образ этого типа. В рассказе «Несмертельный Голован» Н.С.Лесков описал современного ему человека, который бесстрашно, без просьб и не думая о деньгах, идет на помощь другим: спасает ребенка от бешеной собаки и ухаживает за больными во время «моровой язвы». Иногда образ защитника сочетает в себе черты мученика, страдальца за мир или за родную землю. Классический исторический пример – Иван Сусанин. Но ясно, что Сусанин не мог бы проявить себя и, возможно, даже появиться, если бы подобные ему люди не были представлены в народе в достаточном количестве.
Еще один тип – хранитель традиций, народной мудрости и т.п. Он воплощен в сказителях былин, ставших известными образованной публике. – Т.Г.Рябинине, П.Л.Калинине, И.А.Федосовой, М.Д.Кривополеновой и др. Современного писателя Б.Шергина можно назвать культурным представителем этого народного типа.
Появлялся в общине и шутовской, скомороший тип. Шолоховский дед Щукарь – весьма яркое описание человека этого душевного склада.
Отрицательный тип, формировавшийся в общине, - всем известный «кулак-мироед». Его краткая характеристика уже дана выше.
Основные выводы. В число базовых ценностей русской сельской общины входят:
n сама община, «мир»;
n индивид (как природное существо и субъект труда);
n справедливость;
n власть мира.
Из модусов социальной значимости в ней доступны индивиду слава, знание, святость в специфических формах. В ней мало доступны ценности, связанные с материальной хозяйственной деятельностью – индивидуальное мастерство (в крестьянском труде), хозяйство, богатство, а также инструментальная ценность – свобода. Подобный набор ценностей отрицательно сказывается на развитии объективно необходимой деятельности (да и на повседневной практике). В общине высоко ценятся природные и некоторые социальные качества человека. На основе хозяйственной практики и всей системы взаимоотношений в общине формируется ряд личностных типов.
Община устойчива, благодаря признанию значимости человека в качестве живого существа и наличию насыщенной эмоциональной атмосферы. Требуется длительное воздействие ряда факторов – деятельности рыночных людей внутри нее, последовательной государственной политики, рыночной среды вне нее, - для ее разрушения. В России комплекс этих факторов действовал недостаточно сильно и долго.
Многие нормы, вошедшие в национальный характер, в том числе, отношение к богатству, привычка к массовым действия, требование равной доли и пр., несомненно связаны с практикой хозяйственной и общественной жизни в общине. Поэтому русский национальный характер может быть назван «общинным». Учитывая же влияние служебно-домашней цивилизации, русский характер может быть назван «служебно-общинным».
Вопросы для самоконтроля.