Развитие церковного устройства в исторической перспективе

Поместность Церкви означает, что в одном месте, то есть на одной территории, может существовать только одна Церковь, иными словами — одна церковная организация, выражающаяся в единстве священноначалия, епископата Церкви.

Теперь поговорим о перечисленных нами принципах подробнее

Догматическое учение, каноны, обряды и традиции.

Канон не есть юридический документ, не есть простое административное правило, применяемое чисто формально. Канон содержит в себе указание на то, как в данных условиях воплотить и выявить вечную и неизменную сущность Церкви.

 

 

Единство, будучи сущностью Церкви, и есть норма ее устроения, оно воплощается во внешнем и внутреннем устройстве Церкви в ее земной истории, на него указывают и его защищают церковные каноны.

Внутреннее единство имеет и внешние проявления:
а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;
б) единство таинств и богослужении,
в) единство иерархического преемства епископата;
г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.

Исторические формы церковной организациихотя и меняются в зависимости от внешних исторических условий, но меняются только для того, чтобы в этих новых условиях неизменно воплощать ту же самую и вечную сущность Церкви, прежде всего — ее единство.

Вот почему под многообразием и различием всех этих форм мы всегда находим одно основное ядро, - принцип, или как еще его назыают, свойство поместности церковного устройства.

Роль епископа в Церквиочень велика. В силу того, что он является предстоятелем евхаристической общины, он возглавляет церковь, является зримым выражением принципа единства церковного устройства. Особая роль в совершении Евхаристии придает и особый статус епископу.

Поэтому в одной Церкви может быть только один глава — епископ, и, в свою очередь, этот епископ возглавляет всю Церковь в данном месте. Не может быть например в одном городе или области параллельно 2 епархии.

Свойство поместности дополняется еще свойством вселенскости – универсальности и единстве Церкви в географическом ("все концы света") и качественном аспекте - церковь включает в себя людей различных рас, культур и социальных положений. Не может быть разделения поместной церкви по какому-то внешнему признаку: церковь для русских, для украинцев, для евреев, для студентов.

Свойства поместности и вселенскости лежит и в основе феномена кафоличности (соборности) Церкви. Греческое слово кафоличность означает прежде всего целостный и в применении к Церкви указывает не только на ее всемирность, то есть на то, что Вселенская Церковь есть простая сумма всех ее частей, но и на то, что все в Церкви кафолично, то есть в каждой части целостно воплощается вся полнота опыта Церкви, вся ее сущность. Как в голограмме, маленький кусочек которой содержит все записанное на голограмме изображение.

Если, например, будет уничтожена вся Церковь за исключением одной общины, включающей епископа, мы совершенно определенно можем говорить о том, что Церковь существует.

Таким образом, кафоличность означает,

во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и,

во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, можно сказать, что соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий может получить в Церкви все необходимое для спасения

Кафоличность – следствие двусоставной природы Церкви,включающей как человеческую, так и Божественную компоненты.

Поместность, вселенскость и кафоличностьоснова Церкви. Единая вселенская Церковь не распадается на отдельные части и есть не федерация Церквей, а живой организм, в котором каждый член живет жизнью целого и отражает в себе всю его полноту.

 

Принцип поместности в истории воплощался различно, в зависимости от менявшихся внешних условий жизни Церкви.

С одной стороны, Церковь неизменно «следует» истории, то есть сознательно и систематически приспосабливает свое устройство к формам мира, в котором она живет. Но при этом приспособлении она не меняет своей сути.

Все каноны ограждают единство церкви: чтобы находящиеся в одном месте христиане, спаянные властью одного епископа, составляли органическое единство, в этом месте являли и воплощали кафолическую и вселенскую сущность Церкви.

Первоначально Церковь представляла собой множество отдельных общин, возглавлявшихся своими епископами

Первым этапом в этом развитии было объединение местных Церквейв более обширные церковные области и установление, параллельно с этим, иерархии старших и младших Церквей.

Первоначально христианство утверждалось в больших городах Римской Империи, затем вокруг этих первых центров возникали постепенно новые общины, естественно сохранявшие связь с Церковью-матерью, от которой они получали при своем возникновении иерархию, «правило веры» и литургическую традицию. Так еще в эпоху гонений сложились естественные церковные союзы или области, причем епископ старшей Церкви получил наименование митрополита.

Митрополии, в свою очередь, группировались вокруг древнейших или столичных кафедр — Рима, Антиохии и т. д., епископы которых позже стали именоваться патриархами. Ко времени обращения в христианство императора Константина эта естественно развившаяся структура церковной организации утвердилась почти повсеместно, и ее санкционировал I Вселенский собор.

Поскольку Римская Империя признала себя христианским государством и все ее подданные стали и членами Церкви, Церковь вполне последовательно стала согласовывать свою структуру с административной структурой Империи.

Так со временем закрепилось распределение Церквей по пяти большим патриархатам.

 

В настоящее время существует 15 автокефальных Поместных Церквей. Обычно перечисление этих Церквей совершается в порядке диптиха. Диптих - список, который не является синодиком или помянником, в котором все Поместные Церкви и их предстоятели перечисляются в определенном порядке. Место упоминания Церкви в диптихе основано на древности и авторитетности той или иной Церкви, а также связано с титулом, который носит ее предстоятель. Это место совершенно не связано с тем, что одна Церковь является лучше или главнее своей другой сестры-Церкви.

 

Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов. В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; 6 автокефальных Церквей возглавляются архиепископами (Кипрская, Элладская и Албанская) и митрополитами (Православные Церкви в Польше, в Чехо-Словакии и в Америке).