Стандарты семейства ИСО 9000
Сертификация систем качества и производства
Сертификация персонала
Этот вид сертификации предусмотрен схемой 1 сертификации услуг в РФ, а в последнее время развивается в виде самостоятельных систем сертификации.
Этапы сертификации
1. Подача заявки в орган по сертификации.
2. Специалист получает комплект документов для заполнения. В комплект включается: общее и профессиональное образование; опыт работы в специальной области; профессиональная этика; физическая пригодность.
3. Дополнительно запрашиваются отчеты о работе в специальной области, сделанные заявителем за последнее время.
4. После положительного решения по предварительной экспертизе входных документов, со специалистом, заключается договор. В нем указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты.
5. Экзамен, состоящий из теоретической и практической части. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и оценка фиксируются в протоколе.
6. Сообщение заявителю результатов.
7. Протокол экзамена направляется в комиссию по сертификации.
8. Выдача сертификата (в положительном случае).
Стандарты серии 9000 стали международным эталоном требований к системам качества в бизнесе и составляют основу более 350 тыс. сертифицированных систем менеджмента качества. Стандарты устанавливают требования к процессам управления качеством на предприятиях. Данные стандарты претерпели три редакции: первая редакция – 1987 г., вторая – 1994 г., третья – 2000 г.
Серия ИСО 9000:1994 включает 5 взаимосвязанных стандартов: ИСО 9000; ИСО 9001; ИСО 9002; ИСО 9003; ИСО 9004, устанавливающие общие требования к системе качества предприятия при проектировании, разработке, производстве, контроле, испытании и обслуживании продукции.
Стандарты ИСО 9001-9003 предусматривают наличие в системе качества элементов, которые влияют на обеспечение качества продукции. Эти элементы устанавливают требования по следующим направлениям:
- ответственность руководства;
- анализ контрактов;
- управление проектированием, изготовлением, испытанием, контролем и поставками продукции;
- управление документацией и базами данных;
- обеспечение контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;
- анализ брака;
- введение корректирующих и предупреждающих действий;
- погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и консервация;
- введение внутренней проверки системы качества;
- подготовка кадров;
- послепродажный сервис;
- использование статистических методов.
Третья редакция стандартов серии ИСО 9000 принята 15 декабря 2000 г. и состоит из трех стандартов:
- ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
- ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Что же касается разработки четвертого базового стандарта семейства ИСО 9000, а именно ИСО 9011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды», то ИСО перенесла его публикацию на 2002 год.
Основные положения новой редакции:
- введение принципа процессного подхода к деятельности организации;
- сокращение числа стандартов;
- четко сформулированные требования к удовлетворению запросов потребителей и постоянному улучшению деятельности, более логичная структура стандартов;
- удобство применения на предприятиях сферы услуг и малого бизнеса;
- принятие решений, основанных на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Основу концепции новой версии стандартов ИСО серии 9000 составляет процессный подход, т.е. подход к управлению качеством как к процессу.
Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат.
Данные стандарты новой версии предусматривают концентрацию ресурсов на строго определенных процессах, составляющих экономические результаты деятельности предприятия.
В новом стандарте предусмотрен ряд обязательных процедур: управление документацией; управление записями о качестве; внутренние аудиты (проверки); управление несоответствующей продукцией; корректирующие, предупреждающие действия.
В российских условиях использование новых стандартов ИСО 9000:2000 и процессного подхода сопряжено с определенными трудностями. Для успешного освоения в России этих стандартов предусмотрен 3-х летний переходный период.