Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века, отражение его в литературном процессе

 

Вторая половина XIX века – это время обострения общественной борьбы в России. После реформы 1861 года в стране произошла волна крестьянских восстаний. Проблема переустройства жизни волновала все слои общества.

Главным вопросом, стоявшим перед мыслящей интеллигенцией 60-х годов XIX века, был вопрос: по какому пути пойдет Россия? Он разделил всех на 2 лагеря: западников и славянофилов.

Западники – сторонники западного, буржуазного пути развития для России. Они считали, что подлинная история Россия началась с преобразований Петра I. Западники делились на 2 направления:

1) революционно-демократическое – сторонники революционного социалистического учения и пропаганды естественнонаучных знаний в народе (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.П. Писарев);

2) либеральное направление – сторонники реформ без революции (А.А. Краевский, А.В. Дружинин, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров).

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) были сторонниками самобытного русского пути. Они считали, что подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. Славянофилы называли своё направление славяно-христианским, истинно русским. Они хотели реформировать самодержавие в духе идеалов православной соборности. В своих решениях самодержавие должно опираться на мнение всех сословий общества, собирая Земский собор, но окончательное решение принимать единолично, в согласии с христианским духом добра и правды.

И западники, и славянофилы выступали против крепостничества, были настоящими патриотами, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны.

Существовало еще одно направление, которое пыталось примирить западников и славянофилов – почвенничество. Почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов) считали, что необходимо преодолеть разобщённость интеллигенции и народа. Они призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I.

Борьба между направлениями велась повсюду: в журналах, в литературных салонах, на публичных лекциях. Споры были жаркими, борьба – жестокой: друзья становились врагами.

В 70-х годах XIX века появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране – народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Они выдвигали теорию «крестьянского социализма», хотели совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в народ», которое не увенчалось успехом. Организация «Народная воля» поставила перед собой задачу свержения самодержавия путем террора. Народнические идеалы и настроения отразились в творчестве Г.И. Успенского.

В 80-е годы после убийства Александра II организации народовольцев были разгромлены, началось время, которое часто называют «сумерками русской жизни».