Право как общественный феномен

Сущность, взаимодействие

1. Право как общественный феномен.

2. Соотношение права и закона.

3. Законы общества, государства и социальная технология.

 

 

Право как социальное явление исследуют различные науки. Для историка право – это общественный институт, возникающий при определённых исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога – средство реализации определённых социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведённая в закон». Психолог принимает право как переживание применения правовой нормы. Социолог – как отношения между людьми. Юрист видит в нём систему норм и «юридическую форму бытия общества». Вместе с тем, ещё раз отметим, что изначально понятие «право» вырабатывалось философией наряду с такими понятиями, как «общество», «человек», «личность», «государство», «свобода», «справедливость», «долг» и др. И, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубокие связи со всеми сферами существования индивида и общества.

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности посредством её нормативности, формальной определённости, закреплённой санкциями государства, а в догосударственном состоянии – санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права – соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в «естественном состоянии» и человеку, «обременённому» общественным договором.

Философии принадлежит заслуга и в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые из них.

Обычай– стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее – обычай или закон?

Правило– образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма– узаконенное, признанное обязательным правило, причём не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма – форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закреплённых в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует, что условием, предопределившим становление человека как биопсихосоциального существа, явились не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила – запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право – сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озёр, растений, животных; отстаивая его, заводим «Красные книги»... Однако это поэтическое преувеличение. Право – феномен собственно человеческий, социальный, его возникновение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. В отличие от животных оно построено не на инстинктах, а создаётся, контролируется и регулируется разумом.

Внутриродовые, внутриобщинные отношения носили первоначально эгалитарный характер. Так, Н.Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что подаренный им одному из туземцев острова Борнео кусок ткани был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке; он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом, так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к другому, пока не растаял во рту последнего. Приведённые примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на «моё» и «твоё» ещё не существовало, а господствовала норма «равенство всех во всём». Как норма, единая для всех, воспринималась и воля вождя. Общеобязательность её выполнения не подвергалась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы означали обязательные требования, согласовывавшие и регулировавшие совместную жизнь людей.

Постепенно возникли надобщинные структуры, осуществлявшие социально-нормативную регуляцию всей жизни первобытной общины. В исторической литературе они получили наименование «протогосударств». Протогосударство и естественное право оказались взаимосвязанными, в их основе лежит не классовое господство, как долгое время считалось в отечественной марксистской литературе, а эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определёнными ценностями и нормами. Появление государства означало переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Право прежде всего проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и мер распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом, упорядочивает организацию и деятельность государственного механизма, определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый – запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено всё, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй – разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII в., провозгласившая принцип «разрешено всё, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.