Особенности семейного воспитания
Типы семей
Функции семьи
Семья как субъект социализации и воспитания
Семья— особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
§ репродуктивная,
§ хозяйственно-экономическая,
§ воспитательная,
§ социализации,
§ психотерапевтическая,
§ рекреативная (восстановительная),
§ регулятивная,
§ коммуникативная,
§ фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи).
По составу | По типу | По качеству |
главенства в семье | отношении | |
нуклеарная (состоящая из | эгалитарная | благополучные |
одной пары супругов с | (равноправная) | счастливые |
детьми или без детей) | патриархальная | устойчивые |
неполная | матриархальная | проблемные |
полная | конфликтные | |
отдельная | социально-неблагополуч- | |
расширенная (представите- | ные | |
ли старшего поколения) | дезорганизованные (культ | |
большая (состоящая из не- | силы, страх, изолирован- | |
скольких супружеских | ность членов семьи) | |
пар) |
Примечание: существует множество других классификаций.
Семейное воспитание— целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательный потенциал семьи— совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).
Авторитет родителей— такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).
Виды ложных родительских авторитетов (по А. С. Макаренко)
§ дружбы,
§ подкупа,
§ любви,
§ доброты,
§ чванства,
§ педантизма,
§ резонерства,
§ подавления.
§ Органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка.
§ Непрерывность и длительность воздействия.
§ Многократность и противоречивость воспитательного воздействия.
§ Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности.
§ Относительная замкнутость.
§ Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа).
§ Взаимная направленность формирующих воздействий.