Особенности семейного воспитания

Типы семей

Функции семьи

Семья как субъект социализации и воспитания

Семья— особая интимная группа, социальное объединение, члены которо­го связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

§ репродуктивная,

§ хозяйственно-экономическая,

§ воспитательная,

§ социализации,

§ психотерапевтическая,

§ рекреативная (восстановительная),

§ регулятивная,

§ коммуникативная,

§ фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи).

 

По составу По типу По качеству
  главенства в семье отношении
нуклеарная (состоящая из эгалитарная благополучные
одной пары супругов с (равноправная) счастливые
детьми или без детей) патриархальная устойчивые
неполная матриархальная проблемные
полная   конфликтные
отдельная   социально-неблагополуч-
расширенная (представите-   ные
ли старшего поколения)   дезорганизованные (культ
большая (состоящая из не-   силы, страх, изолирован-
скольких супружеских   ность членов семьи)
пар)    

Примечание: существует множество других классификаций.

Семейное воспитание— целенаправленное взаимодействие старших чле­нов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоин­ства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддер­жку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

 

Воспитательный потенциал семьи— совокупность материальных, нацио­нальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных воз­можностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (ти­пом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).

Авторитет родителей— такое нормальное взаимоотношение между вос­питателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспита­телей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).

Виды ложных родительских авторитетов (по А. С. Макаренко)


§ дружбы,

§ подкупа,

§ любви,

§ доброты,

§ чванства,

§ педантизма,

§ резонерства,

§ подавления.


§ Органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка.

§ Непрерывность и длительность воздействия.

§ Многократность и противоречивость воспитательного воздействия.

§ Интимность, естественность, многогранность и непосредственность об­щения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности.

§ Относительная замкнутость.

§ Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа).

§ Взаимная направленность формирующих воздействий.