Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:

- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.

К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.

Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.

Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.

Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.

Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.

Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:

- определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

- определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;

- прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;

- формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.

Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.

Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:

- предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;

- достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;

- развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

- наращивание перечня и объемов общественных работ;

- реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.

Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».

Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.

Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:

- анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;

- определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;

- выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;

- разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;

- определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;

- определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;

- учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;

- заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;

- осуществление мониторинга профессионального обучения.

Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.