Жанровая система древнерусской литературы.

Каждый литературный жанр обслуживал определенную сферу жизни.

Взаимодействие нескольких жанровых систем. Иерархия жанров.

В основе выделения жанров в литературе Древней Руси – объект изображения. Для каждого жанра – свой канон.

Жанры «объединяющие» и «первичные».

Творческое взаимодействие жанровой системы литературы и жанровой системы фольклора.

Литература Древней Руси – «царство прозы», но прозы ритмически организованной.

Летописание. «Повесть временных лет». Галицко-Волынская летопись. «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича». Воскресенская летопись. Никоновская летопись – самый большой и последний общерусский летописный свод.

Воинская повесть. Повесть о битве на реке Калке: версия Лаврентьевской летописи и версия Ипатьевской летописи, версия Тверской летописи. Внелетописные воинские повести. Повесть о разорении Рязани Батыем. Произведения «Куликовского цикла»: краткая и пространная повести. «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина». «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.».

Агиография. Житие Феодосия Печерского. Житие Бориса и Глеба. Житие Александра Невского. Житие Сергия Радонежского. Нетрадиционное в агиографии: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Жанр «хождений». «Хождение» игумена Даниила в Святую землю как образец паломнических хождений. «Хождение Игнатия Смольнянина в Царьград». Купеческие «хождения» – новая разновидность жанра. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Жанры ораторской прозы. Публицистика. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Дидактическое красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха. Кирилл Туровский. Поучения Серапиона Владимирского. Публицистический сборник Ивана Пересветова. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Художественные жанры. «Слово о Полку Игореве» – лиро-эпическая песнь. «Моление» Даниила Заточника – вне традиционной средневековой жанровой системы.

Трансформация традиционных жанров средневековья в 17 веке. Житие перерождается в бытовую повесть, в мемуарно-биографическое произведение; автобиография. Творчество протопопа Аввакума. Разграничение сфер художественной и научной литературы. Русская повесть 17 в. Формирование исторической беллетристики. «Повесть о зачале Москвы». «Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы». Эволюция жанра воинской повести: «историческая» повесть об Азове, «поэтическая» повесть об Азове, «сказочная» повесть об Азове. Бытовая повесть. «Повесть о Савве Грудцыне». «Повесть о Горе-Злочастии». «Повесть о Фроле Скобееве». Новая разновидность жанра «хождений» эпохи Московского царства – «статейные списки» (посольские путевые записки).

Русская сатира 17 в. «Калязинская челобитная» – сатирическое изображение быта и нравов монахов Калязинского монастыря. «Повесть о бражнике». «Служба кабаку». «Повесть о Ерше Ершовиче» – пародия на процедуры и языковые шаблоны русского судопроизводства. «Повесть о Шемякином суде».

Возникновение стихотворства и драматургии. «Послание дворянина к дворянину» Ивана Фуникова. Стихотворная молитва Евстратия. Стихи И.А. Хворостинина. «Приказная школа» стихотворства. Рождение русского театра: придворный театр царя Алексея Михайловича 1672 г. Первые пьесы – на сюжеты Библии. Школьный театр.

Стиль барокко в творчестве Симеона Полоцкого. Барокко – первый из европейских стилей, представленных в русской культуре. Оптимистический пафос русского барокко и его просветительская направленность. Симеон Полоцкий: сборники «Рифмологион», «Вертоград многоцветный». Поэт-экспериментатор. Пьесы Симеона Полоцкого: «Комедия» о блудном сыне и «Трагедия» о царе Навуходоносоре.

 

 

Классицизм в русской литературе XVIII века: общие закономерности.

Нормативные акты русского классицизма

Эпоха обострения взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности; четкое разграничение общественной и частной жизни. Это определяет содержательный аспект литературы.

Картина мира, порожденная рационалистическим типом сознания, делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Идеальная реальность имеет высший первопричинный характер. Мир людей – это мир отдельных частных человеческих сущностей, хаотичный и беспорядочный; государство – всеобъемлющая гармоничная идея, творящая из хаоса стройный идеальный миропорядок. Отсюда концепция личности и типология конфликта, характерные для классицизма.

Два уровня в области отношений человека с внешним миром: «естественный человек» (биологическое существо, частная сущность) и «общественный человек» (руководствуется не страстями, а разумом). Но естественный и общественный человек – это один и тот же характер, раздираемый противоречиями и находящийся в ситуации выбора.

Наиболее распространенная разновидность классицистического конфликта – это конфликтная ситуация между личной склонностью (любовью) и чувством долга перед обществом и государством.

Рационалистическая эстетика, определяющими категориями которой являются иерархический принцип и нормативность. Искусство как подражание природе, но природа в классицистическом искусстве предстает смоделированной по высокому образцу – «украшенной» обобщающей аналитической деятельностью разума, поэтому тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству, откуда произошел и сам термин «классицизм». Из стремления представить природу «украшенной» вытекает и абсолютное преобладание в литературе классицизма стихов над прозой. Деление литературы на два иерархических ряда, низкий и высокий, каждый из которых тематически и стилистически был связан с одним – материальным или идеальным – уровнем реальности. Низкие жанры: сатира, комедия, басня. Высокие – ода, трагедия, эпопея. Герой низких жанров – среднесословный человек; герой высоких – историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж.

Отсутствие полутонов в этической оценке.

Модель каждого жанра установлена раз и навсегда. Источник правил – античные образцы.

Для русского менталитета необходимость смирения индивидуальности перед обществом не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Поэтому сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию. Центральной проблемой русской жизни 18 в. была проблема власти и ее преемственности. Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы именно эту проблему – несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.

Нормативные акты русского классицизма – реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы.

Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского – М.В. Ломоносова. Тредиаковский («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», 1735) вплотную подходит к идее новой ритмической единицы стиха – стопе (сочетание ударного с одним или несколькими безударными слогами). Ломоносов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) – второй этап реформы. Окончательное утверждение силлабо-тонического принципа стихосложения.

Регламентация жанровой системы русской литературы в эстетике А.П. Сумарокова (1748 г.). «Две эпистолы» («Наставление хотящим быти писателем»). Жанровая система четко иерархически организована. Сумароков ориентируется на национальные тенденции литературного развития. Опирается на национальные, а не на европейские жанровые модели при описании жанров, уже существующих в русской литературе. Большее внимание к жанрам, относящимся к сатирическому обличению и дидактике.

Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758 г.). Ломоносов руководствовался важнейшими задачами литературной теории классицизма – необходимостью разграничения литературных стилей и установления прочных жанрово-стилевых соответствий. Ситуация двуязычия (церковно-славянский и русский языки). Разделил все слова русского языка на 3 группы: 1) общие для церковно-славянского и русского языков; 2) слова, ушедшие из разговорного обихода, но обычные для церковно-славянской письменной традиции; 3) исконно русские слова. На основе этого деления – теория трех стилей: «высокого, посредственного и низкого». Высокий (слова 1 и – допускается – 2 групп): стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний («посредственный») – слова 1, 2 и 3 групп – стиль прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, научной и художественной прозы. Низкий (3 группа и – допускается – 1) – стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.