Октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят2.

Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной по­литики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступ­лений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия.

Места заключения подразделялись (ст. 46) на три группы:

А. Учреждения для применения мер социальной защиты испра­вительного характера:

1) дома заключения;

2) исправительно-трудовые дома;

3) трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремеслен­ные и фабричные;

4) изоляторы специального назначения;

5) пере­ходные исправительно-трудовые дома.

Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:

1) трудовые дома для несовершеннолет­них правонарушителей;

2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

В. Учреждения для применения мер социальной зашиты меди­цинского характера:

1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;

2) институты психи­атрической экспертизы, больницы и т.п.

В Кодексе отмечалось (ст. 4, 5), что исправительно-трудовое воз­действие обязано проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места за­ключения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип:

от тюрем — к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламен­тируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, пре­дусматривающая изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зави­симости от конкретных результатов исправительно-трудового воздей­ствия (ст. 100-107 и др.).

При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная ко­миссия (в составе начальника места заключения, районного народ­ного судьи и представителя бюро профсоюзов), контролировавшая ход исполнения лишения свободы.

Исполнение принудительных работ без содержания под стражей осуществляли соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, на которые возлагался учет этой категории осуж­денных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания и т.д. (ст. 23-43).

При губернских инспекциях создавались распределительные ко­миссии в составе губернского инспектора мест заключения, члена гу­бернского суда, представителя губернской рабоче-крестьянской ин­спекции, члена губернского совета профсоюзов, члена комитета по­мощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них. Комиссии обладали обширными полномочиями в распределении и перераспределении заключенных по местам исполнения наказания, применению прогрессивной системы отбывания лишения свободы, досрочному освобождению осужденных и т.д. Работали они на демо­кратических началах с широким привлечением специалистов пени­тенциарного дела и общественности.

На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизне­способными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реали­зована прогрессивная система отбывания лишения свободы1. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций на­блюдательным комиссиям)'.

Вместе с тем получила дальнейшее развитие сеть исправительно-трудовых колоний, как основного вида мест лишения свободы.

30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик2, которые оказали существенное влияние на уголовное и исправительно-трудовое зако­нодательство союзных республик, в том числе РСФСР.

В Основных началах отмечалось, что целями применения мер со­циальной защиты (ст. 4) являются:

а) предупреждение преступления;

б) лишение общественно опасных элементов возможности совершить новые преступления;

в) исправительно-трудовое воздействие на осужденных.

К мерам социальной защиты судебно-исправительного характера были отнесены:

а) объявление врагом трудящихся с ли­шением гражданства СССР и изгнанием из пределов СССР навсегда;

б) лишение свободы со строгой изоляцией;

в) лишение свободы без строгой изоляции;

г) принудительные работы без лишения свободы;

д) поражение прав;

е) удаление из пределов СССР на срок;

ж) уда­ление из пределов союзной республики или отдельной местности с запрещением проживать в тех или иных местностях или без тако­вого (ссылка и высылка);

з) увольнение от должности;

и) запреще­ние занятия определенной должности или деятельностью либо про­мыслом;

к) общественное порицание;

л) конфискация имущества;

м) штраф;

н) предостережение.

Изложенные цели и система наказа­ний свидетельствовали о довольно жесткой позиции союзного зако­нодателя.

22 ноября 1926 г. на базе Основных начал принимается новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения союзного закона3.

29 марта 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения»4, которое подвело определенные итоги в проведении советской кара­тельной (уголовной) и исправительно-трудовой политики. В поста­новлении отмечалась необходимость развития дифференцированного подхода к преступникам, исправительного начала в деятельности мест лишения свободы, намечался ряд мер по устранению имеющихся не­достатков.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. вводится лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет1. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется Положение об исправитель­но-трудовых лагерях2, которое ставило перед ними задачу охраны об­щества от особо социально опасных правонарушителей путем их изо­ляции (ст. 1), соединенной с общественно-полезным трудом, и при­способление их к условиям социалистического общежития. Лагеря находились в ведении Объединенного Государственного Политичес­кого Управления (ОГПУ). Все поступавшие заключенные подраз­делялись на три категории:

1) из трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет не за контрреволюционные преступ­ления;

2) те же, но осужденные на срок свыше 5 лет;

3) нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления (имелись в виду в основном представители бывших имущих классов). Заключенные третьей категории не обладали правом занимать адми­нистративно-хозяйственные должности в лагере (ст. 16), а также под­лежали иной дискриминации. Это было заимствование худших черт царской пенитенциарной системы. Разница состояла лишь в том, что при царе дискриминации подвергались заключенные из неимущих классов, а при советской власти — выходцы из бывших имущих слоев.