Шлюпочное устройство

РЯТУВАЛЬНЕ ОБЛАДНАННЯ.

Дополнительные средства управления

Для улучшения маневренности судна на малых и задних ходах, когда обычное рулевое устройство недостаточно эффективно, особенно при швартовке судна у пирса и движении в узких местах (каналы, ограниченный фарватер), устанавливают дополнительные средства управления: носовые рули, а также средства активного управления (САУ) – направляющие насадки, активные рули, подруливающие устройства и вспомогательные движительно-рулевые колонки (ВДРК).

Активные рули – имеют обычную обтекаемую форму и оборудованы небольшим гребным винтом, который создает упор и увеличивает разворачивающее действие руля, причем наибольшее разворачивающее действие создается на малом ходу или при отсутствии хода вообще. Активные рули облегчают маневрирование при движении судна в узкостях, позволяют производить швартовку без помощи портовых буксиров. Кроме того, рулевой винт может быть использован как движитель судна, обеспечивая скорость 4-5 узлов.

Поворотные насадки применяют на буксирных судах вместо обычных рулей. Это массивное кольцо, закрепленное на баллере по типу балансирного руля. При ее повороте струя, отбрасываемая гребным винтом, изменяет свое направление, чем и обеспечивается поворот судна. Помимо улучшения управляемости, насадка увеличивает также упор, создаваемый винтом.

 

Подруливающие устройства (ПУ) применяют в дополнение к основным рулям. Их устанавливают в носовой оконечности судна или в носовой и кормовой одновременно. ПУ состоит из сквозного туннеля, проходящего от одного борта до другого, и винта, расположенного внутри туннеля. Винт приводится во вращение электромотором через редуктор, создается боковой упор, направление которого изменяют реверсированием винта. ПУ обеспечивают судну высокую маневренность, позволяют перемещаться лагом, разворачиваться на месте.

Выдвижные поворотные колонки одновременно служат средством движения и средством управления на небольших судах. При этом для передачи крутящего момента на винт приходится дважды менять направление оси гребного вала под углом 90º, используя зубчатые зацепления.

Лекция № 12

Представляет собой комплекс спасательных средств и устройств для их хранения и спуска на воду. Спасательные средства бывают коллективного (шлюпки, спасательные плоты) и индивидуального пользования (спасательные круги, жилеты, нагрудники, гидрокостюмы).

В его состав входят:

- спасательные шлюпки. Вмещают от 10 до 150 человек. Общее число мест на спасательных шлюпках, установленных на каждом борту строго регламентировано и должно быть равно: на пассажирских, экспедиционных и промысловых судах – половине общего количества находящихся на судне людей; на прочих морских судах дальнего плавания – общему количеству мест на судне. Изготавливают из дерева, стали, бакелизированной фанеры, легких алюминиево-магниевых сплавов, стеклопластика. Танкерные шлюпки, в отличие от других, приспособлены для безопасного плавания в течение не менее 10 мин. в зоне горящих нефтепродуктов при температуре до 1200ºС. Снабжение шлюпок: весла, парус, мачта, плавучий якорь, два топора (в носу и корме), масляный фонарь, спички, зажигающиеся на ветру, ведра с черпаками, осушительный насос, запас пресной воды, провизии, рыболовные принадлежности, аптечка, грелки, складной нож, компас, пиротехника для подачи сигналов бедствия – сигнальные ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, фонарь, сигнальное зеркало.

 

- рабочие шлюпки. Вмещают всего несколько человек и служат для связи с берегом или с судами, стоящими на рейде, заводки вспомогательных якорей и других работ около судна.

- плоты и капсулы. Плоты бывают жесткими и надувными. Жесткие из легких сплавов и пластмасс могут быть использованы любой стороной. Для этого внутри него с двух сторон имеются скамьи для сидения, дуги для натягивания тентов, герметические крышки к двойному дну, где могут храниться запасы воды, провизии, пр. Внутри и снаружи плота предусматривается обносной леер. Надувные состоят из нескольких камер, которые заполняются сжатым газом (смесью углекислого газа с азотом) из специального баллона, причем заполнение может производиться как на палубе, так и на плаву. В походном положении плот хранится на палубе в специальном контейнере. Вместимость плота от 6 до 20 человек.

 

- шлюпбалки. Предназначены для спуска шлюпок. Бывают поворотные, заваливающиеся и гравитационные. Наиболее простые – поворотные: это две одинаковые изогнутые балки, расположенные между бортом и шлюпкой; расстояние между ними меньше длины шлюпки, поэтому вываливание шлюпки производится в несколько этапов: сначала выводят один конец, затем разворачивают шлюпбалки так, чтобы можно было вывести другой конец. Это требует больших затрат времени и сил, т.к. все манипуляции проводятся вручную. Их используют, как правило, для рабочих шлюпок. Заваливающиеся шлюпбалки также парные, бывают разной конструкции, но все они характерны тем, что при вываливании за борт должны поворачиваться вокруг горизонтальной оси, для чего используют винтовой привод. Далее спуск шлюпки производится вручную с использованием тормозных вьюшек. Обеспечивают достаточно быстрый спуск, но требуют значительных усилий. Гравитационные шлюпбалки обеспечивают вываливание шлюпки за борт под действием собственного веса и веса шлюпбалки. Шлюпку может спустить один человек за 2 мин. Различают скатывающиеся и шарнирные гравитационные шлюпбалки.

 

В последние годы появился принципиально новый вид спускового устройства: наклонные направляющие, расположенные, как правило, вдоль судна в корме. В этом случае закрытая шлюпка вместе с находящимися в ней людьми свободно сбрасывается носом в воду.

 

- приспособления для хранения шлюпок и катеров по-походному (кильблоки, найтовы, чехлы).

Лекция № 13