Изобразительное искусство на этапе анализа
Словесное моделирование музыкального фрагмента.
Движение детей под музыку для прочувствования состояния персонажа.
Соотнесение музыкальных фрагментов с фрагментами текста произведения.
Слушание музыки и ее интерпретация с элементами анализа.
Произведения изобразительного искусства на этапе анализа чаще всего привлекаются учителем в качестве иллюстраций к тексту:
— анализ картины помогает детям научиться самостоятельно описывать созданные в их воображении зрительные образы;
— сопоставление картины с текстом помогает выявить специфику каждого вида искусства; уточнить настроение и чувства персонажей и читателя;
— выбор понравившейся иллюстрации из нескольких, выполненных разными художниками, предполагает объяснение решения, а значит, сопоставление с текстом всех иллюстраций, внимание к самому тексту.
Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеобразным способом выявления и концентрации читательского восприятия на конкретно-наглядной основе и способствуют возникновению потребности в анализе текста, создавая проблемную ситуацию при столкновении читательского мнения и трактовки образов художниками-иллюстраторами.
«Денискины рассказы» В.Драгунского иллюстрировали многие художники. В хрестоматии для II класса М.П. Воюшиной иллюстрации к рассказу «Красный шарик в синем небе» выполнены Н.Бережковой, одну из книг иллюстрировал художник Е.Лось
Е.Лось. Красный шарик в синем небе Н.Бережкова. То же
Предложим детям сравнить иллюстрации к этому рассказу:
— К какому эпизоду сделали иллюстрации художники? Чем можно объяснить их выбор?
Е.Лось выбирает завязку рассказа, а Н.Бережкова — развязку. Это важные элементы композиции, помогающие автору раскрыть характеры героев.
— Подберите к каждой иллюстрации слова из текста.
— На что хочет обратить внимание читателя каждый художник? Е. Лось обозначает конфликт — шарики и дети, застывшие в изумлении; Н. Бережкова — прощание с улетевшим шариком.
— А что объединяет эти иллюстрации? — И там, и там — в центре внимания шарики, дети смотрят именно на них.
— А каковы их отличия? — Радость, желание, восторг на одной — и прощание, грусть — на другой.
— Какими увидели художники Дениску и Аленку? Кто из них точнее нарисовал детей? Аленка у Драгунского младше Дениски, что подчеркнуто ростом детей у Н. Бережковой, у Е.Лося они кажутся одногодками.
— Прочитайте, какие события предшествовали встрече с женщиной, продававшей шарики. Какие настроение было у детей? Каким им казался мир вокруг них?
— Удалось ли художнику передать эту атмосферу? Если да, что ему помогло?
— Что бы нарисовали вы?
Аналогично разбираем вторую иллюстрацию. Обращаем внимание на схематичность рисунка Н.Бережковой.
— Почему она убрала все подробности? — Они совершенно неважны. Драгунский сосредоточивает внимание детей и читателя на шарике.
— Чья иллюстрация детям понравилась больше?
Пример, когда иллюстрации выполнены к одному и тому же эпизоду.
Рассказ Драгунского «Тайное становится явным» иллюстрировали Е.Лось и В.Аникин. Художники выбрали один и тот же эпизод. Предлагаем детям найти этот эпизод в тексте и перечитать его. Затем задаем вопрос о том, чья иллюстрация кажется им более удачной и почему? По ходу беседы уточняем, что можно сказать о персонажах по иллюстрации:
- Что чувствует мама? Что на рисунке помогает нам это понять? Что — прохожий? Что — Дениска? Почему Е.Лось не нарисовал милиционера? Чем отличаются рисунки друг от друга по композиции?
У Лося: мама и прохожий изображены сбоку крупно, а в центре, в отдалении маленький Дениска. Этот треугольник собирает всех конфликтующих, причем источник конфликта оказывается в центре, но он практически не участвует в действии, а потому отдален художником. Но, разглядывая маму и прохожего, мы все время видим и Дениску. Мама и прохожий изображены и расставлены на картине так, что мы легко можем сравнить их: мама поражена, на ее лице испуг, тревога, стыд. Она словно не может поверить своим глазам и словам прохожего. Прохожий тоже поражен всем случившимся, но он не столько рассержен, сколько обижен. Его жест — жест подтверждения печальной истины. Он укоряет маму, думая, что она виновница всего, что с ним случилось. Кроме того, он растерян, ведь шел он фотографироваться. Понимаем мы и состояние Дениски: он искоса поглядывает на взрослых, переминаясь с ноги на ногу, чувствуя, что его ждет.
Рисунок Аникина маловыразителен: фигуры статичны и безлики: мы не видим вообще лица мамы и Дениски. Точность содержания не поддержана выразительностью образов, а потому рисунок не запоминается и не производит никакого впечатления.
Иллюстрации целесообразно привлекать на урок при изучении народных и литературных сказок, басен, рассказов. Кроме стимуляции анализа произведения, они выполняют и познавательную функцию, знакомя детей с бытом отдаленных эпох, художниками, изобразительным искусством и его жанрами.