Изобразительное искусство на этапе анализа

Словесное моделирование музыкального фрагмента.

Движение детей под музыку для прочувствования состояния персонажа.

Соотнесение музыкальных фрагментов с фрагментами текста произведения.

Слушание музыки и ее интерпретация с элементами анализа.

 

 

Произведения изобразительного искусства на этапе анализа чаще всего привлекаются учителем в качестве иллюстраций к тек­сту:

анализ картины помогает детям научиться самостоятельно описывать созданные в их воображении зрительные образы;

сопоставление картины с текстом помогает выявить специ­фику каждого вида искусства; уточнить настроение и чувства пер­сонажей и читателя;

выбор понравившейся иллюстрации из нескольких, выпол­ненных разными художниками, предполагает объяснение реше­ния, а значит, сопоставление с текстом всех иллюстраций, вни­мание к самому тексту.

 

Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеоб­разным способом выявления и концентрации читательского вос­приятия на конкретно-наглядной основе и способствуют возник­новению потребности в анализе текста, создавая проблемную си­туацию при столкновении читательского мнения и трактовки об­разов художниками-иллюстраторами.

«Денискины рассказы» В.Драгунского иллюстрировали многие художники. В хрестоматии для II класса М.П. Воюшиной иллюстрации к рас­сказу «Красный шарик в синем небе» выполнены Н.Бережковой, одну из книг иллюстрировал художник Е.Лось

 

Е.Лось. Красный шарик в синем небе Н.Бережкова. То же

 

Предложим детям сравнить иллюстрации к этому рассказу:

— К какому эпизоду сделали иллюстрации художники? Чем можно объяснить их выбор?

Е.Лось выбирает завязку рассказа, а Н.Бережкова — развязку. Это важные элементы композиции, помогающие автору раскрыть характеры героев.

Подберите к каждой иллюстрации слова из текста.

— На что хочет обратить внимание читателя каждый худож­ник? Е. Лось обозначает конфликт — шарики и дети, застывшие в изумлении; Н. Бережкова — прощание с улетевшим шариком.

А что объединяет эти иллюстрации? — И там, и там — в центре внимания шарики, дети смотрят именно на них.

А каковы их отличия?Радость, желание, восторг на од­ной — и прощание, грусть — на другой.

— Какими увидели художники Дениску и Аленку? Кто из них точнее нарисовал детей? Аленка у Драгунского младше Дениски, что подчеркнуто ростом детей у Н. Бережковой, у Е.Лося они кажутся одногодками.

Прочитайте, какие события предшествовали встрече с жен­щиной, продававшей шарики. Какие настроение было у детей? Каким им казался мир вокруг них?

— Удалось ли художнику передать эту атмосферу? Если да, что ему помогло?

— Что бы нарисовали вы?

Аналогично разбираем вторую иллюстрацию. Обращаем вни­мание на схематичность рисунка Н.Бережковой.

Почему она убрала все подробности?Они совершенно неважны. Драгунский сосредоточивает внимание детей и читателя на шарике.

— Чья иллюстрация детям понравилась больше?

 

Пример, когда иллюстрации выпол­нены к одному и тому же эпизоду.

Рассказ Драгунского «Тайное становится явным» иллюстрировали Е.Лось и В.Аникин. Художники выбрали один и тот же эпизод. Предлагаем детям найти этот эпизод в тексте и перечитать его. Затем задаем вопрос о том, чья иллюстрация кажется им более удачной и почему? По ходу беседы уточняем, что можно сказать о персонажах по иллюстрации:

- Что чувствует мама? Что на рисунке помогает нам это понять? Что — прохожий? Что — Дениска? Почему Е.Лось не нарисовал милиционера? Чем отличаются рисунки друг от друга по композиции?

У Лося: мама и прохожий изображены сбоку крупно, а в цен­тре, в отдалении маленький Дениска. Этот треугольник собирает всех конфликтующих, причем источник конфликта оказывается в центре, но он практически не участвует в действии, а потому отдален художником. Но, разглядывая маму и прохожего, мы все время видим и Дениску. Мама и прохожий изображены и расстав­лены на картине так, что мы легко можем сравнить их: мама по­ражена, на ее лице испуг, тревога, стыд. Она словно не может поверить своим глазам и словам прохожего. Прохожий тоже пора­жен всем случившимся, но он не столько рассержен, сколько обижен. Его жест — жест подтверждения печальной истины. Он укоряет маму, думая, что она виновница всего, что с ним случи­лось. Кроме того, он растерян, ведь шел он фотографироваться. Понимаем мы и состояние Дениски: он искоса поглядывает на взрослых, переминаясь с ноги на ногу, чувствуя, что его ждет.

Рисунок Аникина маловыразителен: фигуры статичны и безли­ки: мы не видим вообще лица мамы и Дениски. Точность содержа­ния не поддержана выразительностью образов, а потому рисунок не запоминается и не производит никакого впечатления.

Иллюстрации целесообразно привлекать на урок при изучении народных и литературных сказок, басен, рассказов. Кроме стиму­ляции анализа произведения, они выполняют и познавательную функцию, знакомя детей с бытом отдаленных эпох, художника­ми, изобразительным искусством и его жанрами.