Постановка диагностических целей.

Цели, поставленные так, что допускают объективный и однознач­ный контроль степени их достижения, называют диагностическими. Для того чтобы поставить цели урока не формально, а в диагнос­тической форме, следует задать себе вопрос: как я проверю, дос­тигнуты ли цели в ходе урока? Иначе говоря, какие результаты какой деятельности учеников будут свидетельствовать о том, что цели достигнуты?

 

Для примера рассмотрим постановку целей урока по стихотво­рению С. Маршака «Кот и лодыри» во II классе.

Алгоритм диагностической постановки целей урокаадаем себе вопросы и отвечаем на них):

1. Что смогут узнать дети из нашего урока?

Узнают о том, что С.Маршак написал много произведений для детей, в том числе забавные загадки, сказки, переводил про­изведения для детей с английского и других иностранных языков (этап подготовки к восприятию).

2. Какие понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?

Будут продолжать осваивать представления об авторском отно­шении и способах его выражения в тексте; начнут знакомство с антитезой как противопоставлением (этап анализа).

3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

Научатся находить в данном тексте:

- примеры антитезы;

- определять авторское отношения к персонажам и их поступ­кам на основе приемов повтора, антитезы; по оценке, данной персонажам, вызывающим у читателя положительное отношение, по финальным словам.

Будут осваивать:

- умение в чтении интонационно передавать настроение геро­ев и их отношение друг к другу;

- умение соотносить название произведения с его идеей (этап анализа).

4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

Ученики смогут в конце урока выразительно прочитать стихо­творение, объяснить, что такое антитеза, и привести примеры антитезы в изученном стихотворении, аргументированно объяс­нить смысл названия стихотворения и как и почему так автор относится к своим персонажам (этап обобщения).

Ответ на последний, четвертый, вопрос содержит цели, сфор­мулированные диагностически.

 

Диагностическая формулировка целей содержит в себе в сжа­том виде содержание урока, так как учитель сразу же видит, над чем он будет работать, чему учить, какие приемы работы помогут детям освоить учебный материал, какие виды деятельности обя­зательно должны предлагаться детям на уроке, чтобы они смогли выполнить их самостоятельно в конце урока. Соотнеся таким об­разом сформулированные цели с содержанием урока и его итога­ми, легко определить, действительно ли учитель достиг их, если нет или не всех, то почему это произошло.