Постановка диагностических целей.
Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называют диагностическими. Для того чтобы поставить цели урока не формально, а в диагностической форме, следует задать себе вопрос: как я проверю, достигнуты ли цели в ходе урока? Иначе говоря, какие результаты какой деятельности учеников будут свидетельствовать о том, что цели достигнуты?
Для примера рассмотрим постановку целей урока по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» во II классе.
Алгоритм диагностической постановки целей урока (задаем себе вопросы и отвечаем на них):
1. Что смогут узнать дети из нашего урока?
Узнают о том, что С.Маршак написал много произведений для детей, в том числе забавные загадки, сказки, переводил произведения для детей с английского и других иностранных языков (этап подготовки к восприятию).
2. Какие понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?
Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте; начнут знакомство с антитезой как противопоставлением (этап анализа).
3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?
Научатся находить в данном тексте:
- примеры антитезы;
- определять авторское отношения к персонажам и их поступкам на основе приемов повтора, антитезы; по оценке, данной персонажам, вызывающим у читателя положительное отношение, по финальным словам.
Будут осваивать:
- умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;
- умение соотносить название произведения с его идеей (этап анализа).
4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?
Ученики смогут в конце урока выразительно прочитать стихотворение, объяснить, что такое антитеза, и привести примеры антитезы в изученном стихотворении, аргументированно объяснить смысл названия стихотворения и как и почему так автор относится к своим персонажам (этап обобщения).
Ответ на последний, четвертый, вопрос содержит цели, сформулированные диагностически.
Диагностическая формулировка целей содержит в себе в сжатом виде содержание урока, так как учитель сразу же видит, над чем он будет работать, чему учить, какие приемы работы помогут детям освоить учебный материал, какие виды деятельности обязательно должны предлагаться детям на уроке, чтобы они смогли выполнить их самостоятельно в конце урока. Соотнеся таким образом сформулированные цели с содержанием урока и его итогами, легко определить, действительно ли учитель достиг их, если нет или не всех, то почему это произошло.