Потерянное поколение
Бретон и Сюрреализм
Сюрреализм сохраняет синтаксис. Нанизывание на грамматические конструкции слов, которые не склонны соседствовать друг с другом.
à логика сновидения бессознательного, мифа (+ обращался к психике душевнобольных)
à образовался после ссоры с дадаизмом
Новый мир – сюрреальность, новая реальность
Сюр.революция – освободить бессознательное, снять все запреты
Автоматическое письмо – один из способов осуществления сюр.революции
Р.Деснос à сомнамбулическая деятельность , А.Арто à театр жестокости à тяжелая форма душевного расстройства.
Бретона волнует, может ли развиться сюрреалистический штамп.
В итоге сюрреалистический поток ассоциация становится скучно читать à эрозия метода автономного письма. На самом деле, в архивах было найдено огромное количество правки
«Потерянное поколение» à Г.Стайн повторяет слова старого механика
Хемингуэй поворачивает это словосочетание, превращая его в термин.
- авторы, которые столкнулись с 1 МВ à вследствие ощущения потерянности, но это лишь часть ответа на вопрос.
Хэмингуэй, Мальро, Ремарк, Дос Пасос, Камингс, Олдингтон, Фолкнер (Фицджеральд)
à Должны ждать такую литературу от немцев, а в основном – американцы (практически не воевали, смотрели из-за океана.
Когда появляются произведения à 1926 à “Фиеста», 1929 à “Прощай оружие», «Смерть героя».
Расцвет – конец 20-х-30-е гг (а война закончилась 8 лет назад)
Мальро, Фолкнер практически не пишут о войне, но их традиционно причисляют к потерянной литературе.
Необходима дистанция от события (географическая, временная, тематическая) à осмысление опыта (это не горячий эмоциональный опыт, а рациональный)
Война à военные восприятия, послевоенная действительность, предвоенная действительность
Война – «удел человеческий» (метафора жизни человека вообще). Почти не бывает хороших концов. Связано с концептом войны. Человек vs абсурдный мир. Коловращение грязи и крови. Человек всегда обречен на поражение. Единственное, что может человек – это длить битву, ока хватит сил. Трагический гуманистический концепт/, общий для модернизма вообще. Мир или война – это частности. Жизнь – война по определению.
Художник не умеет описывать смерть, а тем временем это необходимо.\Ремарк следует поэтике экспрессионизма à “На Западном фронте без перемен» (очень тяжелый роман) à далее калька Хэмингуэя
«Фиеста» à романтическое алиби всему потерянному поколению à “И восходит солнце» (авторское название)
à 2 эпиграфа – Стайн и Экклезиаст à позже других включена в канон
Перед нами мир, который кажется очень не библейским. Глубоко не случайно взял такой эпиграф à постоянный круговорот.
Образ корриды – важный. Смерть – центральная категория человеческого существования. Коррида – идеальный конструктор между корридой и воной. Война à слепая пуля, может убить героя и пощадить подлеца, нет никакой логики. Квинтэссенция абсурдного мира. Корила à есть и общее: реальные опасности, смерть, жестокость, кровавость. НО коррида – искусство, смоделированное по образцу реальности (тут все зависит от мастерства, умения, таким образом, и реальна, и идеальна. Здесь побеждает сильнейший, к минимуму сводится элемент случайности. Бык – романтический образ (зов, очарование, смерть). Коррида – идеальный примитив
Мнение о войне меняется. Сначала радостные крики, потом квинтэссенция абсурда.
«По ком звонит колокол» à опыт участия в гражданской войне (в Испании) – франкисты vs республиканцы
- это цитата из Дж.Донна ( не спрашивай, по ком звонит колокол, он всегда звонит по тебе)
На самом деле, республиканцы и франкисты похожи (хладнокровно расстреливают франкистов)
Во всех партизанах есть что-то от нелюдей.
Роберт Джордан à постоянно превращается в машину для убийств. à это то страшное, что война и насилие несут за собой (колокол звонит и по тем, и по другим).
- мифологизация, универсализация
«Старик и море» à противопоставление человека и мира
à возвращение к философичным проблемам