Драматургия экспрессионизма
Экспрессионизм
- экспрессивное/выразительное искусство
Экспрессионизм пр-ки всегда криклив
1921 г. à И.Галь определяет экспрессионизм как состояние духа, распространившееся на разные сферы деятельности (тотальность и глобальность экспрессионизма).
Сближение экспрессионизма с авангардизмом à качество тотальности.(авангардист пересоздает мир).
Возникает в самом начале 20 века à выставки художников-экспрессионистов (в том числе Матисса)
1911 – «Абстракция и чувствование» à статья, в которой упоминаются термины
Изначально экспрессионизм и фовизм мало различали. + оформление экспрессионизма как культурного движения.
1905г. Дрезден à образовалась группа “Мост» à объединение художников, критиков и поэтов.
1911 à группа “Синий всадник» (Кандинский + Франц Мор?)
1912 à складывается экспериментальное объединение, вокруг Кирхнера (ведутся разговоры о первобытной цельности человека; вернуться к единению можно с помощью обеления чувств, творческой интуиции и т.д.)
1910 à открывается неопатетическое кабаре (центр для экспрессионостов) à были зачитаны некоторые тексты (А.Дёблин, К.Эйнштейн, А.Кокошка)
Журнал «Штурм à пропаганды экспрессионизма и др.современных направлений.
Журнал «Аукцион» (К.Пинтус – редактор, вступление в «Сумеркам человечества»à главная цель – дух и его плачевное состояние в современную эпоху (нужно оживить этот дух)
Экспрессионизм не стремится к жизнеподобию.
Экспрессионизм – зримое выражение незримого/духовного
Это искусство построено на идее самовыражения художника, отталкивается от субъекта.
Художник провозглашается абсолютно свободным. Использование образности, связанной с инстинктивным началом – связь с натурализмом.
Тракль, Гейм à первые в когорте экспрессионистов, их судьба сложилась трагически.
Бенн à дебютирует в довоенное время. В это же время пишет и Франц Верфель.
В 1914 этот крик находит свое конкретное выражение. Война меняет образ экспрессионизма.
С 1918 г. начинается поляризация экспрессионизма. 3 крыла
Левый экспрессионизм à против прогнившего буржуазного мира (в сторону коммунизма и социализма)..
- Бехер, Брехт
Правый экспрессионизм à ближе к немецкой идеологии, духу арийской расы
-Бенн, Кокошка, Верфель
Колеблющиеся экспрессионисты à Толлер, Газенклевер, Эдшмид
à элементы физиологизма, крикливости, абстрактности (довоенный экспрессионизм)
Верфель «Человек и зеркало» à притча о блуждании и возвращении на истинный путь
- значительно влияние Ибсена
Г.Кайзер à эмоциональные страшные пьесы (1MB)
«Газ» и «Газ 2» - применение газовых атак
Э.Толлер «Хоппля, мы живем» à превращение общества из состояния руки в процветающее, но бесчеловечное
«Превращение»
Брехт (1898-1956)
à участвует в “Сумерках человечества»
До войны он патриот, а потом превращается в пацифиста и социалиста.
«Малый органон для театра» à собирается бороться с аристотелевским театром и победить
Зритель не должен погружаться в мысли(эмоции персонажей)
Т.о. борется с Новой Драмой и системой Станиславского
Современный театр должен учить думать, а одновременно думать и чувствовать невозможно
Необходимо Очуждение– термин, который вводит Брехт.
Эпический театр à эпическая дистанция по отношению к тому, что происходит на сцене.
Человек должен понимать что это театр, а не жизнь.
Актер не должен сливаться с героем, должен работать над ролью осознанно (некий анализ персонажа).
Брехт не прибегает к авторскому вымыслу, всегда использует уже существующие сюжеты. Берет существующие литературные сюжеты, притчи, придания.