Политические и правовые учения в Голландии, Англии.

1) особенности …..

2) учения Б. Гроция

3) политоко правовое учение Спинозы

4) политико правовая теория Гоббса

5) политико правовое учение Локка

 

1648 – революция в Англии

1789 – революция во Франции

Основные черты эпохи: рационализм - стремление превратить юриспруденцию в точную науку, давать оценки исходя из здравого смысла; историзм; реализм - поиск естественных причин функционирования государства, лежит в основе буржуазных отношений; гуманизм - ориентация на человека его права и свободы; прагматизм - требование пользы, выгоды, общего блага – конкретные лозунги многих революций

1689 – билль о правах

1789 – декларация прав человека и гражданина

Революция в Англии переродилась в гражданскую войну

 

 

2. 1583-1645 г Гуго Гроций: генеральный адвокат Голландии, 1645 простужается на корабле и умирает через три месяца

«о праве войне и мира. Три книги в которых объясняется естественное право и право народа, а также принципы публичного права» право – основной объект исследования. Цель юриспруденции - придать ей научной формы. Право в тесном или собственном смысле, взаимное общение людей возможно лишь при соблюдении определенных правил - вытекают из велений человеческого разума: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи, возмещение извлеченной из нее прибыли, обязанности соблюдать обещания, возмещение ущерба, воздаяние наказания. Человек – существо которое руководимо здравым смыслом. Право в тесном или собственном смысле - предоставление другим то, что им уже принадлежит. Первый естественный источник права, второй источник - божественная воля, повиноваться этой воли повелевает человеческий разум - право в широком смысле. Источник внутригосударственного права - взаимные обязательства - соглашения между людьми, которые получают свою силу от естественного права, к естественному праву присоединяется польза, потому что каждый отдельно взятый человек беспомощен, он стремится к совместной жизни. Польза лежит и в основе право народа, права в широком смысле. Естественное состояние отличалось простотой жизни, постепенное усложнение жизни, разделение скотоводства, земледелие, различия между людьми, разные способности, соревнования и даже убийства, появление частной собственности – потребность в упорядочении отношений – создание государства.

Государство - совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. функции государства:

- законотворчество

- управление

- правосудие

Признаки государства: обладание собственными законами и должностными лицами.

Гроций очерчивает сферу деятельности государства, в частные дела государство вмешивается лишь в той мере которая необходима для поддержания спокойствия.

Суверенитет в общем и особенном смысле: государство; правители ( в особенном смысле).

Суверенитет свойство государства. Элементы государства:

- народ

- верховная власть

- территория

- общее право

Народ – это некое единое целое, единое бытие, единый дух.

Верховная власть – как особая, но вещь, может существовать на праве общей собственности, на праве пользования( ограниченное пользование властью, суверен не м ей распоряжаться, народ м ограничить власть правителя законами, после смерти власть возвращается народу)

М б приобретена путем справедливой войны, распоряжается народ ( власть на праве общей собственности)

Каждый волен подчиняться тому кому хочет. Факт того, что правитель избран народом не означает что правитель не обладает принципом верховенства власти. Естественное право индивида на сопротивление законной власти теряет свою силу. Без этого государство не м осуществить свою цель…

Война - есть состояние борьбы с силой как таковой. Гуманное отношение к гражданскому населению. Торжественные войны и неторжественные, справедливые и несправедливые.

Война возможна после переговоров, третейского суда и жребия. Многие войны начинаются с человеческих пороков отдельных личностей. Разработка принципов международного права.

 

2.Барокко Спиноза 1632 – 1677 г. родился в Амстердаме, семья испанских евреев, отец зажиточный купец, в течение одного года освоил премудрости торы и толмуда. Отлучен от церкви. К нему был подослан убийца. Спиноза становится наследником состояния, тяжба с сестрой, отказывается от наследства, шлифует линзы, вел аскетический образ жизни. «Этика доказанная геометрическим методом», « Богословско –политический трактат», «Политический трактат» . мир имеет единое начало, он существует вечно, природа и есть бог – направление пантеизма. В природе нет ничего случайного, действия человека подчинены строгой необходимости. Естественное право отдельной личности простирается до толе до сколько простирается его мощь. конфликтное нестабильное состояние… столкновение внутри человеческого общества . инстинкт самосохранения заставляет людей искать общение ради безопасности. Люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское. Собственник который имеет свои интересы вынужден ограничивать свои права ради общения с другими. Государство продукт самоограничения, создается общее право, которое обеспечивается мощью всех людей, общее право определяет верховная власть. При определении лучшей формой правления руководствуется системой признаков. Есть теоретически хорошая форма правления, а есть реальная хорошая форма правления . теоретически хороша аристократия. Но уступает демократии в силу не идеального поведения патрициев.

критерии идеального государства:

- свобода, государство д предоставлять полную свободу мыслей и мнений, различие свободы мыслей и действий. Мысль человека свободна но действия д б ограничены. Действия – публичные выражения мысли способных поднять мятеж.

- обеспечение мира, никто не пренебрегает чем либо что он считает за благо, разве только желание приобрести большее благо или страх перед большими потерями.

- устойчивость, нерушимость власти : истинную свободу и мир м обеспечить устойчивая власть

Устроить такое управление которое было связано с моралью людей. Общее благо равняется личному благу. Каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы.

Механизм достижения этой цели - исключение моральных требований, не зависит от моральных принципов.

Частая смена чиновников, краткосрочность их полномочий, многочисленность государственных органов. Доходы чиновников д на прямую зависеть от их заботы об общем благе. Необходимо сделать так чтобы наибольшая выгода чиновников зависела от наибольшей заботе об общем благе. Сенаторы д стремиться поощрять развитие свободы в государстве, торговли. Личный интерес д б связан с необходимостью превратить его в общий интерес. Задача государства - освободить каждого человека от страха, сделать так чтобы человек жил в максимально возможной безопасности, существовать и заниматься своими делами. Цель государства – дать возможность применять свой разум без ограничений, совершенствовать свои умственные способности. Акцент на личность, индивида, на условия развития личности. Государство - средство для этого.

 

3 Томас Гоббс 1588 – 1679 в семье священника. Оксвордский университет

1648 казнен Карл 1

1653 – восстановлена диктатура Кромвеля

Последователь сильного стабильного государства. «О бегемоте или долгом парламенте» бегемот - революция и гражданская война. Негативное отношение к войне. Сторонник материалистической философии, законы жизни = законы механики.

« Левиафан или материя форма и власть государства церковного или светского» о государстве которое создано искусственно, гигантский искусственный человек. Государство - механическое соединение отдельных людей сумма которых дает огромную силу. Верховная власть дающая движение - это искусственная душа, должностные лица - суставы, награды и наказание - нервная система, благосостояние граждан - сила, безопасность народа – занятие, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть.

Люди не в состоянии жить в обществе, до государства отсутствовало всякое право, не было владения.

Естественное состояние - война всех против всех. Это противоречит инстинкту самосохранения, ради собственного сохранения требовалось остановить борьбу и установить мир. Естественное право - война. Естественные законы – это путь к миру.

Естественный закон - найденное разумом общее правило согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни. Гоббс формулирует естественные законы, соблюдение которых необходимая предпосылка..

19 естественных законов:

- искать мира и следовать ему

- в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты и довольствоваться такой степени свободы по отношению к другим людям, какой он допускал бы у других людей по отношению к себе

- люди д выполнять соглашение, в нем справедливость

Другие законы требуют нравственных качеств. Людям надо отказаться от своих прав в пользу государства.

Суверен наделяется громадными правами кроме права на жизнь. Власть его неделима.

Из трех форм правления Гоббс является защитником монархической формы правления.(из демократии, аристократии, монархии). При любой форме правления источником власти является народ. Народ правит во всяком государстве, он повелевает даже в монархии, ибо там он проявляет свою волю по средствам одного человека, при аристократическом и демократическом граждане представляют массу, собрание их есть народ, при монархии король - народ. Всякая власть в государстве абсолютная.

Принцип абсолютного равенств людей: все права индивиды передали государству кроме права на жизнь. Модель авторитарного буржуазного государства.

Осуждение гражданской войны: войны всех против всех. Основоположник правого буржуазного радикализма. Советский тоталитаризм - это кульминация Гоббского учения в политике. Сравнение с фашистским государством. Теория Гоббса зарождается в период кризиса, умирания государства, чтобы реанимировать право нужно сильное стабильное государство.

 

 

4. 1632 -1704 Д.Локк в семье, резко отрицательно настроенные против королевского абсолютизма. Учился в Оксворде, там же преподавал. Виги - противники королевского абсолютизма, тори – сторонники. Локк сближается с Вигами. Знакомится с Вильгельмом Оранским - будущим королем, первый английский монарх, который опирался на парламент. Принятие билля о правах.

1690 «Опыт о человеческом разуме» сохранение прав и свобод личности в условиях государства. Авторитет в сфере либерализма. Локк проводит сравнение между естественным и государственным состоянием. Естественное состояние характеризуется упорядоченностью, но нет механизма защиты прав и свобод. Переход к государству связан с созданием механизма создания прав и свобод личности. Содержание общественного договора отличается: создание государства это прежде всего цель сохранения и защита частной собственности. Локк исключает социальные мотивы, дает схематичную картину, государство создано для защиты его прав. Важные признаки - наличие общеустановленного закона, наличие судебных учреждений, наличие силы способной исполнять приговор. Свобода личности - основа общественного блага, потеря свободы личности - потеря всех других прав, личные потребности человека, условия сосуществования людей в обществе. Что называть свободой людей живущих в обществе? – следовать собственному желанию, когда это не запрещает закон, не б зависимым от непостоянной неопределенной воли другого человека. Естественная свобода человека ограничивается законами природы. Свобода - это не анархия, не право личности на произвол, а гарантия от произвола других. Свобода человека и право - неотделимые понятия. Обязательство - подчинение воли большинства – условие существования государства ( политическое общество). Соотношение общей пользы и прав личности: гражданин обязан служить общему благу когда нет угрозы его личным интересам. Установление тех прав личности на которое государство не имеет права посягнуть. Разделение властей и законность. Государство не м б в принципе деспотическим, не м лишить частной собственности. Трудовая частная собственность – собственность созданная в результате личного труда, допустимо присваивать лишь то , что приносит благо, не нарушает чужих прав. Пределы деятельности государства: против вмешательства в дела веры, веротерпимость в государстве.

Концепция согласия – механизм защиты прав и свобод личности, в основе любой справедливой власти. Два вида: явновыраженное - делает людей подлинными членами общества и согласие молчаливое. Обязательство лежащее на каждом подчиняться в силу подданства. Теория согласия предполагает контроль общества над властью, где кончается закон, там начинается тирания, право на восстание, оно не д б актом меньшинства, оправдано восстание против анархии и беспорядков. Высшие должностные лица пренебрегают своими обязанностями…

Тирания – это осуществление власти по мимо права.

Разделение властей - противодействие искушению людей, мечтающих об абсолютной власти. Власти: законодательная, исполнительная, федеративная ( затрагивает тех кто за пределом государства)

Принцип законности - обязательность закона для всех граждан, особенно для правителей, четкая законодательная рекомендация государственной деятельности. Силу закона приобретает лишь тот нормативный акт органом представленным, избранным народом. Деятельность законодателя д б ограничены целью общественного блага, сохранению общества. Законами природы – сохранение человечества. Цель государства - соблюдение прав и свобод личности. Законодатель д делать все для сохранения частной собственности. Единственная форма правления не совместимая с обществом - абсолютная монархия. Идеал - конституционная монархия. Родоначальник буржуазного либерализма: неотчуждаемость прав личности, священное право частной собственности, принцип законности, принцип разделения властей, принцип суверенитета, идеализация парламентаризма. Ограниченность государства правами и свободами личности.