Американский прозаический модернизм
-способ культурного самоутверждения перед лицом старого света
Элиот и Паунд – евроцентристы (ориентированы на культуру старого цвета). Но были и другие писатели (тоже побывали в Европе, но это лишь помогло осознать уникальность)
- концепт американского примитивизма
Гертруда Стайн, уехав в Старый свет, не переставала чувствовать себя американкой. Она предвещает моду на примитивную культуру (примитивные пляски, негритянская музыка). Была и теоретиком. Разработала концепцию американского примитива (художественный уровень – 3 жизни + очерк «Пикассо»)
Примитивный не значит простой. Именно неевропейское .видение позволяет сотворить культуру нового века.
Нет ничего более сложного, чем самое простое. Задача – отделить акт восприятия от работы сознания. Задача примитивиста – развести эти вещи. Человек видит то, что видит. Остальное – реконструкция по памяти. Умение отбросить весь предыдущий опыт, чтобы заново удивляться происходящему.
Источник неевропейскости – напряжение между природой и человеком (природа не приручена). Так возникает кубистическая реальность США и Испании.
Гертруда Стайн – первопроходец для модернизма 20 в.
Ближайший писатель – Ш.Андерсон.
Пришел в литературу поздно, в 40 лет. 1913 – переломный в его жизни. Перебирается в Чикаго, где происходит культурное возрождение. Вхож в кружки модернистских журналов. Его и влечет к богеме, и чувствует себя одиночкой.
Разыгрывает амплуа писателя-самоучки.
«Песни срединной /Америки» à пасторальная идиллия. Отыскивает новую свободную форму à loose
Америка – молодая страна, только растет (одежда навырост)
Сама американская жизнь – свободная. Текучая, пока еще бесформенная
Эссе «В защиту незрелости» à американская культура – незрелая, потенциал для дальнейших свершений
«Уайнсбург, Огайо» à поиск Америкой своего языка, средств выражения.
Герои мучительно хотят кем-то стать, но не могут.
Стиль кажется простым, фразы короткие. Текст держится на суггестивности, на системе умолчаний.
Страна стоит на пороге обретения себя.
Библия – идеальный прмитив, обобщающий человеческий опыт.
Сборники рассказов ориентированы на устный сказ. Рассказчик – сказитель. Много диалектизмов, слэнга, имитация диалектов, речи ребенка.
Важный концепт американского Эдема.
à примитивный рой, где есть свидетельство изначального единения человека и природы.
Юноши/подростки предпочитают работу на ферме, на конюшне. Обитатели этого рая – конюхи. Богемный город – бесплодный, полный ложной образованности ( как в Америке, так и в Европе).
- размышления об Улиссе (последний крик умирающей культуры)
У американского писателя должен быть другой путь – спонтанность, примитивизм, естество
Потом обращает свой взор к Латинской Америке.