Понятие и значение коммуникаций
Элементы и этапы процесса коммуникаций
Понятие и значение коммуникаций
ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Композиция – лат. «соединение», «составление». В литературоведении принято различать композицию текста и композицию мира.
Композиция текста.Текст делится на заглавие, подзаголовок, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие – это паратекстуальные элементы. Текст может дробиться на книги, песни, главы, акты, строфы и т.п. – рубрикация выбирается автором.
Композиция мира, изображенного в произведении включает:
- расстановку персонажей (главное – выявить принципы антитезы или подобия персонажей);
- расположение событий (хронологически, хаотически, в произвольном порядке);
- «точки зрения» (термин Лидии Чернец). Важно обнаружить в произведении точку зрения наблюдателя. Например, в повести «Герой нашего времени» можно найти несколько точек зрения в отношении главного героя Печорина: Максима Максимыча, проезжего офицера, самого героя в его журнале. Ни одна из них не является исчерпывающей.
Литературные родЫ –это основная форма существования литературного произведения.
Роды и жанры разграничили еще Платон и Аристотель. Аристотель в своей «Поэтике» выделил эпос, лирику и драму. Это деление сохранило свою актуальность вплоть до 20 века, когда начали появляться новые концепции литературных родов.
Хализев пишет, что концепция Аристотеля не соотносится с делением на стихи и прозу, возникает необходимость пересмотра триады.
Борис Корман предложил дополнить ее «двухсторонними образованиями». Например, лироэпическая поэма Байрона, лирическая комедия «Вишневый сад» Чехова.
Когда появилась литература модернизма, ее предложили относить к внеродовым формам (образованиям).
Были всевозможные попытки выделить в отдельный род сатиру или киносценарии. Литературоведы до сих пор спорят. Но как выразился Белинский: «Их только три. И больше быть не может».
Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходима синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого, чтобы последующие действия были также целенаправленны и эффективны. Многое поэтому зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.
Организации без коммуникации не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Следовательно, оказывается невозможными оказываются координация различных видов деятельности и сотрудничество работников.
Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.
Одна из главных сфер возникновения проблем в организациях – неэффективные коммуникации. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Значит, эффективные коммуникации являются условием успешной работы любой организации. Соответственно эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
· Руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов около 75-95% времени), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
· Коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
· Мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.
Коммуникационный процесс в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:
· Информативная функция – передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений, т.к. позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;
· Мотивационная функция – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
· Контрольная функция – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
· Экспрессивная функция – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение.
Термин «коммуникация» свободно используют в современном обществе как непрофессионалы, так и специалисты, управленцы-практики. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Существующие представления о коммуникативных процессах в организации построены на следующей трактовке коммуникаций:
Коммуникация (единовременный акт) - это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Коммуникации (коммуникационный процесс) – это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена, общения.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (в которых информация заложена скорее "между строк") и смешанные.
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно разделить следующим образом (рис.1)
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Классификация коммуникаций