ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЕКЦИЯ З0.09.2011

Литература отражает реальный мир, характеристики которого – это время и пространство.

Художественное время и художественное пространство, в отличие от реальных, обладают дискретностью (прерывистостью).Они зависят от родовой принадлежности произведения. В эпическом произведении(романе, повести) автор максимально свободен. В лирике автор более скован законами лирического времени – говорится о том, что переживает лирический герой в настоящее время. В драматическом произведении автор скован законами постановки.

Литературоведы различают абстрактное и конкретное время и пространство.Конкретное пространство и время – это реальное место и время совершения действия, когда указывается конкретная дата, век и т.п. Читатель соотносит конкретное время и пространство с историей. Абстрактное (всеобщее) время и пространство существует везде и нигде, не соотносится с фактами истории. Присутствует в притчах, фентези, научной фантастике. Меньше влияет на читателя: его невозможно соотнести. Зато помогает сориентироваться в произведении.

Редко присутствует время и пространство однородное. Так, Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» изображает одновременно три мира – реальный земной, библейский и вечный, тем самым прибегая к времени неоднородному.

Михаил Бахтин искал единый термин, способный выразить систему «время-пространство». Так появился термин хронотоп(греч. хронос – время, топос – место).

 

Хронотоп обозначает пространственно-временные модели:

1. Хронотоп дома. Дом воспринимался издревле как защищенное пространство, семейный очаг.

2. Хронотоп дороги. Встречается во множестве европейских романов, начиная от плутовских пикаресок – романа Сервантеса «Дон Кихот» - к роману Теккерея «Ярмарка тщеславия» (19 в.). Когда герой выходит на дорогу, с ним обязательно что-то случается, меняется его судьба.

3. Хронотоп карнавальной площади. Атмосфера карнавала позволяет показать человека в его обличье: в маске и без нее. Герой может возвыситься или, наоборот, упасть в результате необычных событий – это элемент карнавализации. Во время карнавала, как правило, происходят необычные события, люди ведут себя экзальтированно.

4. Хронотоп замка. На этом хронотопе построены практически все рыцарские романы.

5. Хронотоп перекрестка.

6. Хронотоп лестницы.

 

Главное отличие художественной речи от обычной – ее организованность. Ее цель – создание образа. Типы художественной речихудожественная проза и стих. Главная характеристика прозы и стиха – ритм. На ритме построен весь мир.

Ритм –это закономерная периодическая повторяемость подобных явлений, сменяющих друг друга во времени.

Типы ритмической организации– ритм стиха и ритм прозы.

Ритм стиха проявляется в регулярном членении речи на стихи, которые приравниваются друг к другу. В литературоведении строка стихотворения называется стихом. Ритм стиха обладает двойным членением: речь идет о вертикальных (рифма) и горизонтальных (стихи) связях.

Ритм прозы обнаружит сложно, но литературоведы это делают. Ритмические единицы прозы – это синтаксические единицы, к которым относятся предложения и синтагмы (термин лингвистики) или кОлоны (термин литературоведения).

Синтагма –это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. (Лев Щерба) (=колон)

В языке зафиксированных синтагм-колонов нет, их выделение – процесс творческий. В русской речи принято выделять регулярную синтагму(7-8 слогов ±2), малую синтагму(до 5 слогов), большую синтагму(от 10 слогов).

Задание. Вычленить колоны.

Кто не проклинал станционных смотрителей, /13 кто с ними не бранился? /7 Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, /17 дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? /30 Кто не почитает их извергами человеческого рода, /19 равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? /23 (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)

Вывод. Большие синтагмы свидетельствуют об ориентации на книжную традицию. В данном случае – на ломоносовскую, учитывая, что текст принадлежит Пушкину. Зачины мужские, т.к. ударение падает на первый слог. Это показатель близости к разговорной речи, т.е. Пушкин ориентируется на устную, бытовую речь. Эти два, казалось бы, несочетаемых факта определяют традицию пушкинской прозы. А Пушкин стоял у истоков современной литературной речи.

Авторы используют тропыизобразительно-выразительные средства художественной речи:метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии.