Культурно-историческая (цивилизационная) концепция

Рационалистическая концепция

Теологическая концепция

Конкретно-исторические теории

Умозрительно-философские теории

 

  1. Умозрительно-философские теории логически выводятся из системы аксиом и на этапе формирования вообще не касаются исторических фактов. Факты, точнее, возможность интерпретации ранее полученных знаний на основе сформулированной теории, выступают как способ ее проверки.

 

Т.е.: сначала формулируется теория, а потом, при ее помощи интерпретируются факты; исторический материал обобщается на основе сформулированной гипотезы.

 

Классический пример – формационная теория Маркса–Энгельса (последователи исторического материализма: марксизм – методология истории)

+теория Э. Канта.

 

2. Конкретно-исторические теории (собственно исторические теории) строятся путем обобщения исторического материала на основе сформулированной гипотезы (например, философия истории Гегеля – первая собственно историческая концепция, охватывающая весь исторический процесс как целое)[16].

Классификация 3: концепции интерпретаций исторических фактов

1. Теологическая (религиозная, христианская -в европейской исторической науке) концепция:

объяснение происхождение человечества и его развития божественной волей; постижение смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения.

-в основе лежит религиозные представления о мире;

-господствовала в исторической науке (европейской) с IV-V вв. до середины XVIII в.;

- цель научного исторического знания: дать человеку нравоучительные примеры из прошлого (морально-этическая задача науки).

2. Рационалистическая концепция[17]

- зарождается в XVIII в.[18];

- философско-теоретическое обоснование – в философии истории[19] Гегеля и историческом материализме Маркса;

- общее для философско-теоретических построений Гегеля и Маркса (рационалистических теорий ХIХ – ХХ вв.):

а) стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности; различия, несмотря на их глубину, носят частный характер;

б) история проходит через определенные ступени:

Гегель выделяет: восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир.

Маркс: общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)[20].

 

Основные положения исторического материализма и формационной теории

В основе лежит понятие общественно-экономической формации – способа организации и существования общества на определенной ступени исторического развития. Каждая формация есть совокупность производительных сил и производственных отношений, составляющих базис общества – способ производства. Над ним возвышается надстройка – идеология, политика, право, наука, религия, духовная жизнь. В материальной истории следует искать основу истории всей истории общества, которая есть смена одних социальных организмов (социумов) другими. Конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями находит свое проявление в борьбе антагонистических классов и решается путем социалистической революции. Содержание истории – это борьба классов, а революции рассматриваются как локомотив истории[21].