Историческая школа
Естественно-правовая школа права
Сущность права
Тема № 7
Вопросы:
3) Основные направления учения о паве и их хар-ка
4) Понятия, признаки, сущность права. Право в объективном и субъективном смыслах слова.
5) Принципы права
6) Функции права
7) Соотношение экономики, политики и права
8) Правовая система и право, их соотношение. Хар-ка основных правовых систем современности.
9) Правосознание, правовая культура.
В числе наиболее известных направления учений о праве являются:
Эта идея возникла в древних Греции и Риме, связана с именами Сократа, Аристотеля, Римских юристов. Свой апогей развития это направление получило в конце 17 века, в эпоху буржуазной революции.
Представители: Монтескье, Радищев, Локк.
Суть: исходит из существования 2х систем права – естественное право, позитивное право.
Естественное право – проистекает из природы человека и всеобщих нравственных принципов, исходя из этого оно всегда разумно и справедливо, оно не сковано границами отдельных гос-в распространяется на все времена и народы. Оно одинаково для всех. Это право вечно, неизменно, как и природа человека. Содержанием естественного права являются прирожденные, неотчуждаемые права человека. К ним относятся: право на жизнь, свобода, равенство, достоинство. Собственность и др. Защита этих прав должна быть основной задачей любого гос-ва.
Позитивное: право реально существующее, осязаемое, связанное с действиями гос-ва и с которым народ знаком. Это официально признаваемое гос-вом право, действующее в пределах границ какого-то гос-ва, выражаемое в законах и иных актах гос власти или в санкционируемых ею обычаях. Позитивное право должно соответствовать требованиям естественного права, однако часто законы, издаваемые властью, закрепляют унижение достоинства, произвол власти, угнетение, поэтому эти законы должны немедленно признаваться не действующими и вместо этого должно выполнять естественное право.
Естественно-правовая теория:
1) естественное право (мораль, нравственность неотчуждаемые права и свободы)
2) позитивное право: правовой закон, не правовой закон (в случаи, если он не соответствует ему)
основные черты теории:
1) теоретическое различение закона и права
2) не всяких закон содержит в себе право, даже если по форме он безупречен
3) право и мораль концептуально едины
4) источник прав человека находится не в законодательстве, а в объективном (разум, природа человека, божественная воля)
Сложилась 19 веке в Германии. Основоположники: Гуго, Пухта Савиньи.
Суть: Отрицает возможность существование единого для всех права, исходило и того, что для каждого народа есть свое свойственное только ему право, не похожее на право какой-либо другой страны. Право каждого народа определяется исторически присущим ему народным духом. Поэтому право есть проявление этого народного духа, и выражает общее сознание, убеждения этого народа. Каждое право – результат исторического процесса, живет и существует за счет преемственности, развивается и передается «с молоком матери» от поколения к поколению без борьбы и напряжения, постепенно овладевая умами людей, проявлять постепенно в их поступках. Возможность насаждения права сверху представители называли юридическим суеверием. На первое место в ряду этих суеверий, ставили предложения по заимствованию чужого законодательства.