Вопрос 2. Новеллистика эпохи Возрождения. «Декамерон» Джованни Боккаччо

ПЛАН

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

ЛЕКЦИИ 9-10.

Вопрос 5. Лирика раннего этапа английского Возрождения [комментарий лектора].

В литературе раннего этапа английского Возрождения ведущую роль играла поэзия. Образцы ренессансной поэзии создают сначала Томас Уайет(Thomas Wyatt, 1503 - 1542) и Генри Говард Сарри(Henry Goward Surrey, 1517 - 1547), а затем Филип Сидни(Philip Sidney, 1554 - 1586). Эти авторы привнесли в английскую литературу новые виды рифм и стихов, много работали над искусством сонета, ранее бывшего в основном итальянским видом стиха. Сарри изменил форму сонета и создал схему рифмовки abab cdcd efef gg. Эта форма была унаследована Шекспиром. Теперь сонеты такого типа называют английскими или шекспировскими. Филип Сидни вместе с другими английскими поэтами основал литературный кружок «Ареопаг», членом которого был и Эдмунд Спенсер(Edmund Spenser, 1552 - 1599), автор аллегорической поэмы «Королева фей»(The Faerie Queene, 1590 - 1596).


1. Сопоставительный обзор западноевропейских литератур эпохи Возрождения [комментарий лектора].

2. Новеллистика эпохи Возрождения. «Декамерон» Джованни Боккаччо.

3. Сатирическая проза. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского.

4. Роман эпохи Возрождения

4.1 «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

4.2 «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса.

4.3 «Утопия» Томаса Мора.

4.4 Философическая проза [комментарий лектора]. «Опыты» Мишеля Монтеня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль- М., 1982.

2. Веселовский А. Н.Боккаччо, его среда и сверстники. Сп.1893-1894.Т.1-2

3. Маргарита Наваррская. Гептамерон. Л., 1982.

4. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978.

5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965.

6. Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. М , 1964.

7. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

8. Снеткова Н. П. «Дон Кихот» Сервантеса. Л., 1970.

9. Монтень М. Опыты, /ст. Ф. А. Коган-Бернштеин/М., 1983. Кн. 1-2. 3 /ЛИ/.


Вопрос 1. Сопоставительный обзор западноевропейских литератур эпохи Возрождения (комментарий лектора).

* * *

Вторым великим итальянским гуманистом, младшим современником Петрарки, был Джованни Боккаччо(Giovanni Boccaccio, 1313 - 1375). Подобно Петрарке, он был и писателем-художником, и ученым-филологом. Боккаччо развивался под двойным влиянием: Данте (в области поэзии) и Петрарки (в области науки). Он с гордостью называл великих флорентийцев своими учителями, хотя, по существу, его дарование лежало в совсем другой плоскости, чем дарование Данте и Петрарки.

Джованни Боккаччо родился в Париже, куда его отец, флорентийский купец, приехал по торговым делам. Его мать была француженкой. В младенческом возрасте он был увезен во Флоренцию, позднее обучался торговому делу и юридическим наукам, к которым питал нескрываемое отвращение. Юность писателя прошла в Неаполе, где он познакомился с гуманистами, привлекшими его к придворному кружку любителей словесности. Там он влюбился в побочную дочь неаполитанского короля Марию д'Аквино, изображенную в произведениях Боккаччо под именем Фьяметта, т.е. «огонек». Эта любовь пробудила творческое воображение писателя и вдохновляла его даже после того, как Мария изменила молодому поэту.

Боккаччо начал писать в прозе и сделал обработку средневековой истории любви французского юноши «Флуар и Бланшфлер» под названием «Филоколо» (1338), отдельные новеллы, из которой вошли в «Декамерон». Затем последовали несколько поэм на античные сюжеты. Любопытна пастушеская идиллия «Амето» (1341), написанная в сочетании стихов и прозы о том, как простодушный, грубоватый юный охотник в кругу нимф встречается с красавицей Лией. Под влиянием вспыхнувшей любви облагораживается весь душевный мир юноши. Рассказ семи нимф о своих амурных похождениях дополняет картину превращения дикаря в человека.

Повесть «Фьяметта» (1343) иногда называют первым западноевропейским психологическим романом. В ней сильны автобиографические мотивы. Написана она в форме исповеди героини, замужней женщины, носящей ласковое прозвище возлюбленной писателя, только в отличие от нее горюющей по утрате любимого. Таким образом, на основе конкретного жизненного материала Боккаччо создал проникновенное произведение о страдании покинутого сердца, тщетно надеявшегося вернуть свое счастье. Эти признания оскорбленной женщины должны уберечь других женщин от повторения подобных ошибок.

Под воздействием дружбы с Петраркой Боккаччо увлекается античностью и пишет научные труды «О знаменитых женщинах», «О роковой участи знаменитых мужей», где нравственное удовлетворение связывается с исполнением долга, а добродетель определяется твердостью духа и силой воли.

Подлинной идейной зрелости и писательского мастерства Боккаччо достиг в «Декамероне» (что означает «десятидневник»), над которым он работал в 1350 – 1353 гг. Этот сборник состоит из ста новелл, будто бы рассказанных в течение десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми, которые, покинув Флоренцию во время эпидемии чумы, укрылись в загородной вилле, где развлекали друг друга музыкой, пением и занимательными историями. Такое построение рассказов восходит к многочисленным восточным источникам, но вместе с тем оно характерно и для возрожденческого мировоззрения. На фоне мрачной средневековой картины бедствия - эпидемии чумы к 1348г. - писатель нарисовал фантастический и идеальный образ содружества людей. Смерти и хаосу противопоставлен маленький мирок, где царят гармония, разум и веселье. Это было отражение представлений о высоком предназначении человека, о широте его духовных интересов и многообразии потребностей.

Остроумные и забавные истории «Декамерона» нередко подвергались обвинениям в безнравственности. Подобной ханжеской критике отпор дал сам автор в заключении к новеллам: «Рассказы эти... могут вредить и быть полезными, как-то может все другое, смотря по слушателю». «Нет столь неприличного рассказа, который, если передать его в подобающих выражениях, не был бы под стать всякому», - говорит Боккаччо, Он предназначает свой сборник для людей здоровых, для умов неиспорченных, способных оценить реализм его озорных историй.

В «Декамероне» действуют короли и конюхи, епископы и нищие монахи, благородные дамы и распутные горожанки, купцы и чиновники, корсары и судьи, ремесленники и крестьяне. Все они отмечены слабостями и страстями, из-за которых попадают в смешные или неприятные ситуации. Тематическая россыпь «Декамерона» многогранна и многопланова. Лицемерие и наглость монахов раскрываются в новелле о брате Чиполла, пройдохе и шарлатане, мастере одурачивания легковерных прихожан. Писатель находит веселые приемы, изобличающие надувательство в среде благопристойности: так, одна из настоятельниц монастыря, узнав о том, что одна из монахинь предается греховным делам, бежит, чтобы уличить ее, впопыхах накинув на голову вместо покрывала штаны священника, своего гостя.

 

Вопрос 3. Сатирическая проза. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского.

Эразм Роттердамский был незаконным сыном дочери роттердамского врача и молодого человека, избравшего карьеру священника и поэтому не имевшего права жениться. Сыну дали имя Гергард («желанный»), в переводе на Древнегреческий - Эразмус, на латинский - Десидериус.

С четырёх лет Эразм обучался в школе города Гауда, с девяти - Девентера. Рано потеряв обоих родителей, Эразм в 1488г. вступил в монастырь августинцев близ города Гауда и вскоре принял постриг. В монастыре была хорошая библиотека и возможность бесед с гуманистически настроенными друзьями, разделявшими его огромный интерес к римской поэзии. Эразм рано начал писать стихи: элегии, оды, эпитафии, пеаны, ямбы. Тематика их разнообразна: от пасторальной песни до высокого религиозного славословия.

В 1493г. Эразму представился случай оставить монастырь - он стал секретарем герцога Бергенского, епископа Камберийской епархии. Летом 1495г. епископ отпустил его в Париж учиться богословию. В Париже в 1500г. он издает сборник изречений «Адачии», работает над другими произведениями.

Первая книга, которая привлекла к Эразму всеобщее внимание - «Кинжал христианского воина» («Энхидрион»), написана в 1502 - 1504 гг. В этом трактате он излагает свои основные нравственно-философские идеи, опираясь главным образом на Библию. В центре произведения - человек, его душа, дух, разум, задача самопознания и самосовершенствования.

В 1505 - 1506 гг. состоялась поездка Эразма в Англию. По пути в Лондон он задумал пародийный энкомий (хвалебная речь) «Похвала глупости», который написал за неделю в доме Томаса Мора. Хвалебную речь произносит сама себе аллегорическая фигура госпожи Глупости. Речь соответствует всем канонам риторики. Традиции античной пародийной риторики сочетаются с традициями средневекового пародийного диспута и фольклорной литературы о глупцах. В центральной части автопанегирика Госпожа Глупость пропускает перед своим взором представителей всех слоев общества. Выявляется парадокс: каждый из них, мысля себя мудрецом, на деле оказывается глупцом.

В 1514г. Эразм оставил Англию и отправился в Базель. В 1517г. он издает исправленный и прокомментированный греческий текст Нового Завета, который затем был переведен на латинский язык и опубликован в 1519г. Этот труд он считал главным делом своей жизни. В 1516 Эразм Роттердамский принимал деятельное участие в первом издании книги Т.Мора «Утопия».

С 1521 по 1529г. Эразм пишет ряд богословских трудов и знаменитый сборник диалогов «Разговоры запросто» (1522 - 1524), диалог «Цицеронианец» (1528).

В 1529г. Эразм переезжает в Австрию, во Фрейбург, где живет до 1535г. Кроме богословских трудов, он пишет много работ по педагогике, видя в этом свой вклад в формирование новой школы, а значит и другого общества в будущем. Умер Эразм в Базеле, в ночь на 12 июля 1536г.

Первое собрание сочинений, подготовленное учеником и другом Эразма Беатом Ренаном по плану, составленному самим Эразмом, вышло в Базеле в 9 томах в 1540 - 1541 гг.

Литературное наследие Эразма Роттердамского включает богословские труды, работы по педагогике, переводы с древнегреческого языка. Все произведения, за исключением семи стихотворений на древнегреческом, написаны на латинском языке.