Для сравнения напомним две первые статьи ныне действующего Дисциплинарного устава.

Первая часть этой статьи устава содержит в себе определение дисциплины в широком смысле. Согласно этому определению, дисциплина выражается в точном исполнении всех правил, т.е. требований военной службы, установленных законами, распоряжениями командиров и правил, соблюдением которых и определяется воинский порядок.

В работе всех категорий военнослужащих по укреплению воинской дисциплины в большинстве случаев основной упор делался на нравственную сторону вопроса, сознательность воинов Это хорошо видно на конкретных примерах.

Ключевым всегда являлся вопрос укрепления воинской дисциплины. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ 1993 года обобщен опыт дисциплинарной практики, накопленный за весь период существования русской (советской) армии.

В последующем русская армия нередко переходила в руки временщиков, среди которых было немало иностранцев. В критические для России времена их сменяли наши отечественные военачальники, ставшие предметом нашей национальной гордости. В подобной смене нашли отражение как бы две военно-педагогические школы, два подхода, два разных направления в обучении и воспитании русской армии. В одном случае в уставы было внесено много лишнего, ненужного, чуждого русскому солдату и офицеру. В противоположность этому направлению русские полководцы, основываясь на петровских принципах, внесли разнообразие, целесообразность, национальный дух в вопросы обучения и воспитания русской армии.

Устав 1716 года, разработанный на основе петровских военно-педагогических принципов, был проникнут главной идеей - воспитать армию для войны и исключить все лишнее, что не ведет к победе в бою.

Под страхом смерти устав запрещал не только в своих землях, но и в неприятельской, наносить обывателям обиды, заниматься вымогательством, портить и ломать строения. Командиры, проявлявшие в этих вопросах попустительство, карались наравне с непосредственными виновниками. С особой энергией преследовал царь злоупотребления служебным положением.

Эти рекомендации свежи и сегодня, они содержатся и в ныне действующих боевых уставах. Указания великих полководцев тем и замечательны, что в своей основе они не устаревают. Меняется форма, способы боевых действий, но идеи, принципы - бессмертны.

Мысли великих русских полководцев, закрепленные в уставах в такой мере обогатили теорию и практику обучения войск и особенно систему воспитания солдата, что есть все основания говорить о самостоятельной, самобытной российской школе воспитания войск.

Общевоинские уставы - основа воспитания войск.

Отечественные общевоинские уставы на протяжении всей истории существования наших Вооруженных Сил содержали в себе правовую основу для организации и ведения воспитания военнослужащих, определяли его содержание и направленность.

Началом формирования единой системы воспитания и обучения солдат и офицеров правомерно считать конец ХVII - начало ХVIII века, когда деяниями Петра I были созданы регулярная армия и флот. Современник Петра Великого И. И. Неплюев в своих записках писал: "... На что в России ни взгляни, все его началом имеет, и, что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут". (Цит. по: Военный сборник. СПб., 1872.-6. С. 225) Но ни одна область государственного дела не была так близка сердцу Петра как ратное ремесло.

В военно-педагогических познаниях Петра прежде всего интересовала утилитарная сторона, возможность их практического применения. Петр-практик брал верх над Петром-теоретиком в разработке всех документов, в том числе и военно-педагогических. Большинство документов, выходивших из-под царского пера, имеют три среза: мотивировочную часть, управленческо-распорядительную с правовыми нормами и воспитательно-карательную.

Типичным в этом отношении является "Устав воинский" 1716 года, разработанный лично Петром. Над ним царь трудился 5 лет, изучая уставы крупнейших по тому времени армий Европы. Взяв из них то, что подходило к нашей армии, он переосмыслил, переработал взятое и дополнил выводами своего богатого опыта, одухотворив труд глубоким проникновением в сущность военного дела.

Каждое петровское требование содержит и нравственный и профессиональный аспект. Так во время боя все роды оружия и каждая воинская часть должны крепко смотреть, чтобы "друг друга секундировать". Рекомендовалось искать фланги пехоты или, если противник ударит по нашему флангу, атаковать его в тыл. Артиллерия помогает пехоте огнем, меняя для этого, если необходимо, огневые позиции. Пехота, перейдя в наступление, должна идти безостановочно и стремительно, ибо, "чем ближе к пушкам, тем меньше опасности".

Важнейшей составляющей военно-педагогических принципов Петра является нравственность. "Всему мать - безконфузство (т. е. нравственность - прим. авт.), ибо сие едино войска возвышает". Лучшими средствами для развития "безконфузства" Петр признавал дисциплину, преданность долгу и самое точное исполнение караульной и полевой службы. Пример нравственного поведения должны подавать офицеры. Петр требовал от них твердости и решительности в мыслях и поступках. Надо сказать, что устав давал офицерам очень большие права. В частности тех нижних чинов, кто побежит с поля боя, "лишать живота". Если солдаты побегут, офицеры остаются на поле боя с теми, "кто остался", независимо от родов оружия: "хотя конные при пехоте или пехота при коннице". (Цит. по: Лобов В. Н. Очерки истории отечественных военных реформ. М., 1995. - С. 181)

За храбрость Петр награждал очень щедро, а уличенных в трусости ждали самые суровые наказания. После штурма Нотебурга всех бежавших с поля боя прогнали сквозь строй и повесили. Таких в Преображенском полку оказалось 8 человек, а в Семеновском - 4. (См.: Анисимов И. В., Зиневич А. К. История русской армии. Эпоха Петра Великого., Чугуев. 1911. - С. 37) Жестокие карательные меры к беглецам и малодушным Петр призывал применять и "во время бою", приказывая "задним стрелять из пушек и из ружья по тем беглецам без всякого милосердия". (Цит. по: Лобов В. Н. Указ. соч. - С. 182)

Разрабатывая принципы обучения и воспитания войск, Петр предостерегал своих военачальников от мысли, что победу над неприятелем дает "слепая храбрость" и требовал получать воинское знание, "постоянными опытами присовокуплять" и сочетать его с храбростью, трудолюбием и другими необходимыми воинскими качествами.

Когда "Устав воинский" был уже закончен, Петр собственноручно дописал к нему знаменитый дополнительный пункт: "Правда, может офицер, якобы по оправданию своему ответствовать, когда в том спрошен будет, что я то чинил по уставу воинскому; однакоже то его оправдать не может, хотя то и написано, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет, того ради ему надлежит разсуждение иметь ...

Того ради сей пункт прилагается, дабы офицеры в таковых нужных случаях накрепко разсуждение делали, без чего обойтиться невозможно, опасаясь жестокого наказания за неразсуждение". (Цит. по: Анисимов И. В., Зиневич А. К. Указ. соч. - С. 31) Эта принципиальная и важная мысль в последующем развивается и дополняется гением другого великого русского полководца - А. В. Суворова.Петровское "неразсуждение" Суворов называет "немогузнайством".

Итак, прежде всего сознательность, инициатива и только потом решение и применение другого "порядка", в "Уставе воинском" указанного. Частная инициатива не только поощряется, а вменяется в непременную обязанность каждого воинского чина, иначе ожидает "жестокое наказание за неразсуждение".

Особое внимание в петровских указах обращалось на отношения между солдатами и офицерами, которые по убеждению Петра должны строиться на отеческих началах. "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать," - подчеркивает создатель регулярной армии. Ввиду того, что в то время каждое воинское звание соответствовало определенной строевой должности, Петр дифференцированно определяет обязанности каждому воинскому чину. "Капитан (по современному командир роты) должен вести себя с солдатами яко отец с детьми, увещевая непорядочных, поправляя их советами и наказывать милости недостойных, отмечать и любить добрых".Очень высокие требования предъявлял Петр к профессиональным и нравственным качествам офицеров, прежде всего, командиров полков, выражая их точно, колоритно и всеобъемлюще: "Полковнику надлежит знатному и искуссному благовзрачному мужу быть, чтобы своему полку во всех случаях не гнусен был". Подчеркивая, что "корень всему злу есть сребролюбие," Устав требовал от каждого воинского начальника не только "блюсти себя от лихоимства (т.е. от взяточничества - прим. авт.), но и своих подчиненных от этого жестоко унимать" и довольствоваться только положенным жалованьем. Командир, который "лакомство великое имеет" сравнивался с изменником и мог "таковым богатством легко смерть, или бесчестное житие купить." (Устав воинский. СПб., 1753. - С. 50).

Подъему нравственного духа армии, воспитанию нижних чинов и офицеров способствовал принцип высокой требовательности, закрепленный в Уставе воинском. В частности, там указывалось, что нетребовательный офицер допускающий послабления в вопросах нравственности "храмину свою на песке созидает без твердого основания" и тем самым со временем "из добрых злых сочинят", нерадивых "и в своем звании оплошных", т.е. недостойных звания воина. "... ничто так людей ко злу не приводит как слабая команда", - учил Петр офицеров.

Анализ российских уставов показывает. что после Петра I они стали развивать и усложнять именно "экзерциции", на которые меньше всего было обращено внимания создателем регулярной российской армии. Притом развивались в смысле внешней красоты построений и вообще внешнего вида учений. Например, в кавалерийском уставе 1755 года (Ч. I. Гл. 10) был такой пункт: "Каждому кирасиру и драгуну надлежит, как возможно стараться усы отращивать, которые бы всегда в строях и караулах подчесаны и подчернены были, а у гренадер конных усы, как возможно длинно выростя, (так в уставе - прим. авт.) по щекам заворачивать; у кого же по молодым летам натуральных усов еще нет, то употреблять таким образом накладные".

В уставах Екатерины II говорится не только о накладных усах, но и о солдатских косах; в уставах Павла I - о лентах и пудре.

Две военно-педагогические школы, два направления в обучении войск красноречиво характеризуют уставы петровской школы и устав 1796 года. Первые главным для солдата определяли умение "заряжать и палить", а второй устав трактовал, что главный предмет в обучении должен быть тот, чтобы "... Солдат держал ружье крепко и прямо на плече, вверху, не близко к голове, а внизу, недалеко от тела ... дабы ружье не шевелилось". (Столетие военного министерства. 1802- 1902. СПб., 1903. IV. Ч. I, кн. II, Отд. III. С. 124) Из сравнения отчетливо видно, что, устав, отражающий петровские военно-педагогические принципы, силу пехоты видел в огневой мощи, а устав 1796 года - в выправке.

Обратиться к петровским взглядам вынудило поражение русской армии в 1805 году под Аустерлицем. Продолжением петровской линии был устав, принятый в 1811 году. В нем вновь рекомендуется вести обучение людей не только строгостью, сколько разумной настойчивостью. Командиру полка предписывалось убеждаться в том, что офицеры умеют передавать подчиненным нужные знания. От командиров при обучении солдат также требовалось "толковать каждому ясно, с терпением и без наказания, все принадлежащие правила, показывая что и как исполнять; строгость при обучении употреблять только для нерадивых".

Так, Дисциплинарный устав 1888 года дает определение дисциплины в широком и узком смысле, определяет наиболее важный средства укрепления дисциплины. Статья первая гласит: "Воинская дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает точно и беспрекословно исполнять приказания начальства, строго соблюдать чинопочитание, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания."

Во второй части этой статьи устав поясняет, какие правила необходимо соблюдать и несоблюдение каких будет нарушением дисциплины. Эти правила, не охватывая всех обязанностей, содержат в себе важнейшие обязанности каждого военнослужащего: - точно и беспрекословно исполнять приказания начальства; - строго соблюдать чинопочитание и др. Все эти правила, составляющие, основу воинской службы, вместе с тем, по мнению М.И.Драгомирова, являются "нравственными навыками", нужными для того, чтобы офицеры и солдаты отвечали своему предназначению. Именно эти "нравственные навыки" имеют своей конечной целью развить в военнослужащих чувство долга и воинский дух, т.е. ту нравственную силу, которая побуждает каждого воина жертвовать для Отечества самым дорогим достоянием человека - жизнью. Исходя из этого специалисты считали, что исходное начало воинской дисциплины есть "воинский дух", а сама дисциплина в узком смысле слова, есть выучка, воспитание военнослужащего. Это понятие дисциплины в узком, прямом, непосредственном смысле, получило право гражданства в сознании большинства людей и вполне соответствуют значению слова discipliner (наставлять, научать, исправлять) откуда и произошел термин "дисциплина".