Методологическая разработка лекции
Например, учет акций
1. Покупка акций
Дт 50606
Кт 30602
2. Переоценка акций по текущей стоимости осуществляется в конце рабочего дня:
- при положительной переоценке
Дт 50621
Кт 70602
- при отрицательной переоценке
Дт 70607
Кт 50620
3. Продажа акций
- получение денежных средств
Дт 30602
Кт 61210
- списание акций с баланса
Дт 61210
Кт 50606
- определение финансового результата
А) в случае превышения суммы поступивших денежных среств над балансовой стоимостью выбывших ценных бумаг
Дт 61210
Кт 70601 (символ 13105)
Б) в случае превышения балансовой стоимости над суммой поступивших денежных срдств
Дт 70606 (символ 23105)
Кт 61210
Списание переоценки:
а) положительная: Дт 70607
Кт 50621
б) отрицательная: Дт 50620
Кт 70602
Тема 31: «Философия ХХ века» занятие 1 «Философия сциентизма»
2 часа
Мотивация, актуальность темы: лекция по данной теме играет определяющую роль в усвоении современной трактовки специфики философии, ее роли в гносеологии, пониманию взаимодействия с бурно развивающейся наукой, знакомит с механизмами получения научного знания, проблемами и историей научного познания.
Цели обучения: сформировать у студентов концептуальное понимание периодов становления философии сциентизма, их специфики и роли в развитии, как самой философии, так и научного познания. Показать практическую значимость философии для решения сложных гносеологических проблем, возникающих перед научным познанием.
Можно предложить следующий план лекции:
1. Возникновение философии классического позитивизма, его трактовка специфики философии и научного познания.
2. Философия махизма и эмпириокритицизма как этапы развития позитивизма. Цели научного познания с точки зрения Маха и Эйнштейна.
3. Неопозитивизм, гносеологические источники его возникновения.
4. Аналитическая и лингвистическая философия. Анализ языка науки.
5. Постпозитивизм. Важнейшие проблемы этого направления философии. Концепции развития науки.
Лекция на данную тему должна сформировать у студентов положительную установку на освоение сложных разделов современного философского знания, методологии научных исследований, логики развития науки, а потому изложение должно быть четким и понятным, определения по возможности, краткими.
По первому вопросу плана необходимо отметить, что возникновение классического позитивизма было обусловлено развивающимся научным знание в середине 19 века и кризисом спекулятивного философского мышления. Все знание, согласно учению позитивизма должно быть получено как результат частных наук. Философия как отдельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. По мнению позитивистов, наука не нуждается в какой-либо философии, стоящей над ней, но не исключает проблему синтеза. Позитивизм отвергает спекуляцию, т.е. метафизику, а в связи с эти материализм и идеализм. Пережитки метафизики, такие, как, например, причина должны быть удалены из науки. Науки отвечают на вопрос «как?» а не «почему?».
В раскрытие второго вопроса следует показать возникновение кризиса концепций обобщений философ позитивистов, в связи бурным ростом научного знания в конце 19 – начале 20 веков и возникновением новой реальности физики микромира. Попытка выхода из кризиса привела к махизму, который просуществовал недолго и трансформировался в неопозитивизм.
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в начале 20-х годов XX в., почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Он возник в результате тех метаморфоз, которые произошли с философией «чистого опыта» Э. Маха и Р. Авенариуса вследствие дальнейшего прогресса естествознания и связанных с ним новых кризисных ситуаций, обнаруживших недостаточность механистического способа описания явлений (а именно в рамках этого способа и возник в свое время махизм). Впервые полтора десятилетия своего существования неопозитивизм был известен под названием «логический позитивизм». Это название нередко применяется в более широком смысле — для обозначения всей совокупности позитивистских учений 20—40-х годов XX в.
Логический позитивизм характеризуеится следующими особенностями:
во-первых, отрицанием научной осмысленности вопроса о существовании объективной реальности и о ее отношении к сознанию, и, во-вторых, заменой прежнего эмпирико-индуктивного понимания логики и математики субъективистской концепцией, рассматривающей эти две науки как совокупность дедуктивных построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции). Остановимся на этих особенностях подробнее.
Э. Мах и Р. Авенариус считали, что они преодолели агностицизм, разрешив дилемму основного вопроса философии в духе «нейтрализма». Тем самым они будто бы доказали прямую возможность полного познания «нейтральных элементов» мира, т. е. безличных ощущений, поскольку познание последних сводится к тому, что они воспринимаются. М. Шлик и Р. Карнап предпочли вообще отказаться от самой постановки этой дилеммы, считая ее мнимой, лишенной научного смысла.
Подобно махистам, неопозитивисты мечтали свести познание к восприятию как таковому. «Чувственные данные», «события» и «факты» заменили в их многочисленных писаниях «нейтральные элементы» махистов, и эти «данные» стали пониматься как исходные предпосылки всякого познания, находящиеся в сфере сознания субъекта. Вопрос, имеют ли эти предпосылки внешний источник, был «разрешен» неопозитивистами по-своему. Если Беркли превратил внешний источник ощущений (т. е. объекты) в ощущения, а махисты превратили ощущения в объекты, то неопозитивисты пошли по пути отрицания существования самого этого вопроса вообще.
Неопозитивисты отказались от признания «чувственных данных» субстанциальной основой мира, ограничившись тем, что сочли их за «материал познания». Но это изменение не имело принципиального характера. Как и махисты, неопозитивисты рассматривают ощущения в гносеологии как исходную данность: с ощущениями можно так или иначе манипулировать и только. В теоретико-познавательном отношении неопозитивизм не вышел, поэтому за узкие рамки субъективного идеализма.
Одно из новшеств, введенных неопозитивистами в связи с отрицанием основного вопроса философии, заключалось в понятии «логическая конструкция». Согласно этому понятию, ненаблюдаемые вследствие своей малости или же своей удаленности микро- и макрообъекты представляют собой не символы относительно устойчивых групп ощущений, как полагали Э. Мах и Р. Авенариус, но продукты формального преобразования протокольных предложений, фиксирующих исходные «атомарные факты». Результаты этих формальных преобразований считаются принятыми лишь постольку, поскольку из них средствами дедукции возможно вывести чувственно проверяемые следствия. В учении о логических (теоретических) конструкциях (конструктах) проводится принципиальное отождествление объекта и теории объекта, хотя и признается разница между «голыми» ощущениями и результатами их рациональной переработки. В этом состоит одно из главнейших отличий логического позитивизма от прежнего позитивизма. Кроме того, неопозитивисты отождествили понятия «объективный факт» (который существует независимо от того, познал ли его или нет ученый) и «научный факт» (т. е. факт, зафиксированный, или «запротоколированный» в науке с помощью знаковых средств).
Но значит ли это, что неопозитивистами отрицается независимое от теоретических построений существование вещей, процессов и т. д., внешних по отношению к сознанию? Сами они, конечно, избегают откровенного признания в субъективном идеализме.
Так, при чтении некоторых последних статей английского неопозитивиста А. Айера возникает иллюзия, что он убежден в существовании внешнего мира столь же твердо, как и материалисты. Зато австрийский неопозитивист К. Гемпель признал, что теоретические конструкции — это всего лишь удобные фикции, повторив тем самым взгляды неокантианца Г. Файхингера. Большинство же остальных неопозитивистов предпочитало придерживаться той позиции, что вопрос об объективности или же фиктивности теоретических конструкций сам по себе лишен научного смысла, как и вопрос о существовании или несуществовании внешнего мира.
Некоторое отличие неопозитивистов от эмпириокритиков вытекает из различного понимания ими роли мышления в познании. Если Э. Мах и Р. Авенариус полагали, что мышление лишь сокращает, экономизирует, упрощает обозрение опыта субъекта, то Р. Карнап и Г. Райхенбах считают, что мышление вносит в опыт струю творческого произвола, неузнаваемо его переделывая. Разница эта вытекает из уже упомянутого конвенционалистского понимания логики и математики, которое вело к возрождению кантианской традиции резкого разрыва между чувственным и рациональным моментами в познании по их происхождению (первое якобы просто «дано», а второе — продукт деятельности субъекта).
Изъятие логики и математики из сферы чувственного опыта привело в неопозитивизме к далеко идущим последствиям и прежде всего к превращению формального начала и вообще языка в главный объект философского исследования, почему все это философское течение можно назвать лингвистической разновидностью позитивизма (в широком смысле слова «лингвистическая»), С не меньшим основанием неопозитивизм можно охарактеризовать как гибрид позитивизма с преобразованной методологией символической логики и проблематикой семиотики (теории знаков).
Источники неопозитивизма коренятся в развитии логики, математики, неевклидовой геометрии, математической логики, будто бы все противоречия в развитии всех наук имеют чисто формально-логическую природу.
Неопозитивисты неправомерно перенесли на теоретические понятия других наук операциональное понимание одновременности, характерное для частной теории относительности в физике. При этом они пришли к выводу, что не только одновременность, но и время, протяженность, масса имеют не абсолютное, но лишь относительное значение. В неопозитивистской теории познания были использованы в извращенном виде рассуждения А. Эйнштейна о том, что если «эфирный ветер» не наблюдается, значит его вообще не существует (об этом шла речь в частной теории относительности), а также если тяготение операционно неотличимо от инерции, то это одно и то же (в общей теории относительности). Был подхвачен и выдвинутый физиком В. Гейзенбергом (1925) принцип наблюдаемости («ненаблюдаемый объект не существует»). Этот принцип был использован, прежде всего, для подтверждения принципа верификации, о котором подробно будет сказано дальше. Нашло позитивистскую интерпретацию и «соотношение неопределенностей» В. Гейзенберга, согласно которому невозможно одновременно точно измерить импульс микрочастицы и ее координаты. Неопозитивисты (Н. Бор на одном из этапов своей эволюции и др.) сделали из этого факта ложный вывод, будто бы средства измерения (приборы) не обнаруживают, а создают параметры микрочастиц, так что квантовая механика не отражает свойств объективного мира. Соответственно был использован и «принцип дополнительности», согласно которому каузальная характеристика микропроцессов есть лишь один из взаимоисключающих друг друга способов их описания.
Неопозитивисты 20-х — начала 30-х годов XX в. выдвинули идею, что структуралистское понимание явлений, т. е. рассмотрение их только в плане формального «строения», а не с точки зрения «содержания», т. е. значения, следует положить в основу изучения любых объектов исследования.
С переходом к анализу значения слов и знаков неопозитивисты включили в сферу своего анализа ряд логических, лингвистических, психологических проблем, имеющих большое научное и практическое значение (например, для создания электронных счетно-решающих устройств), а их деятельность частично приняла характер специальных исследований в области лингвистики, логики и т. п. На общей почве семантической проблематики встретились различные школы и течения, с разных сторон подходившие к анализу языка как носителя значения и как формы коммуникации. Группа Р. Карнапа и А. Тарского углубилась в исследования символических выражений, связанных с вопросами математической логики. Последователи Ричардса — Огдена занялись семантическими проблемами в плане лингвистики. Представители весьма пестрого течения, так называемой общей семантики (А. Кожибский, С. Чейз и др.) попытались использовать семантический анализ языка для «улучшения» общественных отношений, «разрешения» социальных противоречий.
Представители этих школ утверждают, что их учения свободны от философских предпосылок и стоят над борьбой философских партий. В действительности, за немногими исключениями, они не выходят за пределы того субъективно-идеалистического понимания основных проблем философии, которое было развито «Венским кружком».
В Англии, начиная с 30-х годов, стала складываться особая разновидность неопозитивизма, так называемая лингвистическая философия, которая после второй мировой войны получила преобладающее влияние в английских университетах, особенно в Оксфорде и Кембридже, и распространила его за океан, в США. Представители этой школы (Дж. Райл, Д. Уиздом, Д. Остин, П. Стросон, Ф. Вайсман и др.) черпали вдохновение у позднего Витгенштейна, который с 1929 г. преподавал в Кембридже. Отказавшись от идеи идеального языка, защищавшейся им в первый период, но сохранив и даже усилив свое отрицательное отношение к «метафизике», Л. Витгенштейн объявил •единственно правомерной задачей философии исследование обычного разговорного языка, присущих ему форм и способов употребления слов и выражений. Справедливо отрицая возможность «личного языка», признавая коммуникативную функцию языка и считая язык социальным явлением, Л. Витгенштейн, однако, видел в нем не социально-исторически обусловленное средство познания объективного мира (отражения его с помощью определенной знаковой системы) и не проявление внутренних психических процессов, а лишь способ выражения «форм жизни», понимаемых преимущественно в бихевиористском духе как различные типы поведения людей.
Основной задачей это философии явилось выявление неадекватных языковых средств, употребляемых в научном знании. С точки зрения аналитической философии не существует реальных философских проблем, а есть неадекватное применение языковых терминов и значений. В структуре философии возникло такое направление как лингвистическая философия, средством исследования которой является логический анализ научных понятий. Уточнение содержания и объема научных понятий приводило к устранению философских моментов из научного знания, что трактовалось как преодоление самой философии как ненаучной формы знания.
Американский философ Р. Карнап провел жесткое разграничение философии от науки. С его точки зрения философия вненаучное, т.е. неподдающееся сравнение с фактами знание. В гносеологии истина стала пониматься как соответствие предложений чувственно данным фактам и как согласованное знание. Важнейшей проблемой в неопозитивизме является верификация – опытная проверка знания через сопоставление с фактами.
Неопозитивисты уверяют, что принцип верификации отвечает требованиям строгой научности и направлен против бездоказательной спекулятивной метафизики. Поскольку в идеалистической философии накопилось огромное множество искусственных, часто малопонятных терминов и выражений, борьбу неопозитивистов за ясность и четкость языка науки, за точное определение философских понятий можно было бы приветствовать, если бы за ней не скрывалась борьба против материализма.
Подобно позитивистам XIX в. неопозитивисты, говоря о преодолении и изгнании «метафизики», имеют в виду, прежде всего признание материалистами объективного существования материального мира и его отражения в сознании человека. Они утверждают, что их философия не есть ни материализм, ни идеализм, что у них своя, «третья линия» в философии. Но в действительности их философия направлена против материализма. Объективную реальность внешнего мира они прямо не отрицают, но всякий «метафизический» вопрос о существовании объективного мира, об объективной природе воспринимаемых в опыте явлений считают псевдовопросом. Этой цели — борьбе против признания объективной реальности — и служит принцип верификации. В самом деле, чтобы верифицировать предложение, нужно указать факты, которые делают его истинным (или ложным). Но что такое факт для неопозитивиста? Это заведомо не объективная реальность, так как все высказывания о ней запрещаются как бессмысленные. Так, например, утверждение о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна и существует объективно, равно как и утверждение о том, что она существует лишь в воспринимающем сознании, с точки зрения неопозитивистов, одинаково лишены смысла. Буду ли я считать розу материальной или идеальной, это не повлияет на тот факт, что я чувствую ее запах, и она от этого не станет пахнуть хуже или лучше. И только этот факт, заявляют неопозитивисты, может быть предметом осмысленного высказывания. Отсюда видно, что под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания — словом, состояния сознания. Значит, в процессе верификации можно сравнить предложение только с «чувственными содержаниями», с «данным» ощущений или переживаний. Все научные понятия, согласно Карнапу, могут быть сведены к коренным понятиям, которые связаны с «данным», с непосредственным содержанием переживаний.
Требуется обратить внимание студентов на то, что использование принципа верификации привело к уточнению критериев научности и формированию Поппером принципа фальсификации.
В последнем вопросе концентрируется итог развития философии сциентизма трансформация неопозитивизма в постпозитивизм, произошедшая в конце 20 века. Здесь важнейшими проблемами исследования становятся логика и методология науки. Постпозитивизм подверг анализу изучению механизмы развития самой науки и способов производства знаний. К представителям постпозитивизма следует отнести таких американских философов как Т. Кун, И. Лакатос, Л. Фейрабенд, французских – М. Фуко, Г. Башляр.
Традиционная кумулятивная модель развития науки характеризовалась следующими чертами.
1. Существуют неизменные, раз и навсегда установленные, окончательные истины, накопление которых и составляет сущность исторического процесса развития научного знания.
2. Заблуждения не являются элементом научного знания и поэтому не представляют интереса для истории науки, не имеют к ней отношения. При этом конечно, допускается, что известная часть научных утверждений не соответствует принятым критериям истины и подлежит исправлению или удалению из тела науки. С этой точки: зрения любой учебник, достаточно полно излагающий предмет той или иной дисциплины, является, по существу, дистиллированной историей, т. е. историей данной области за вычетом ошибок.
3. Понимание науки теснейшим образом связано с так называемой проблемой демаркации (особенно занимавшей позитивистов), т. е. проблемой отличия науки от всех других, ненаучных форм знания. Если рост науки, согласно кумулятивизму, состоит в накоплении доказанных истин, то все остальное должно быть элиминировано из тела науки. Позитивисты стали утверждать, что между наукой и философией существует непроходимая пропасть,, что из нее должны быть устранены «метафизические-принципы» и прочие социокультурные факторы.
4. Характерной чертой кумулятивизма является статичный характер развития науки. Добавление новых знаний к массиву прошлого в этом прошлом ничего не меняет.
Альтернативная некумулятивная модель науки отмечает как периоды ее спокойного развития, так и крутой ломки, называемой научной революцией. Возьмем, к примеру, модель Т. Куна, которая рисует развитие науки как последовательность связанных между собою узами традиций периодов, прерываемых некумулятивными скачками. В этой модели периоды «нормальной науки», отличающиеся кумулятивным ростом научного знания, фактически задаются некоторым неизменным набором предписаний и ценностных установок, которые Т.Кун называет парадигмой или дисциплинарной матрицей. По существу, куновская парадигма представляет собой некоторую инвариантную мыслительную (отчасти даже психологическую) структуру, которая предопределяет решения определенного класса задач и обеспечивает существование известной научной традиции. Необходимо, однако, подчеркнуть то обстоятельство, что куновская модель «нормальной науки» отражает лишь количественный рост знаний, но не качественное преобразование его теоретического содержания. Умножается только число решенных головоломок, принадлежащих к предметной области парадигмы, что вовсе не затрагивает концептуальных основ эволюционирующего знания. Развитие здесь имеет чисто кумулятивный характер.
Когда же Т. Кун переходит к проблеме научных революций, смены одной парадигмы другой, когда он ставит проблему качественного развития знаний, он лишь эмпирически фиксирует дискретное множество инноваций, лишенных внутреннего единства и рационально необъяснимых. У Т. Куна преемственность в развитии научного знания (непрерывность) и качественное изменение его теоретического содержания (дискретность) существуют порознь, являясь внешними по отношению друг к другу моментами, как бы разными полюсами развивающего знания. Связь между наукой предкризисного периода и наукой после разрешения кризиса отсутствует, прерывается, Новая парадигма как бы ее разрушает, перечеркивает прежде накопленные знания.
Противоречия концепции Т. Куна реальному ходу исторического процесса в известной мере смягчаются в концепции исследовательских программ, предложенной И Лакатосом. Момент устойчивости (непрерывности) действительно сближает модели развития науки И. Лакатоса и Куна.
Но есть и существенное различие. Модель «нормальной науки» Т. Куна предусматривает лишь количественное расширение знания при неизменности его теоретического содержания (парадигмы). У И. Лакатоса, напротив, количественный рост знания сопровождается постоянным пересмотром, качественным изменением гипотез (теорий)' «защитного пояса» при полном сохранении «жесткого ядра» исследовательской программы. Тем самым научная программа представляет собой теоретическую модель не только роста, но и качественного развитая знания.
Однако ключевые понятия сохранения и изменения оказываются у И. Лакатоса не внутренними характеристиками самого процесса научного познания, а результатом конвенции — методологического решения сторонников определенной исследовательской программы. При этом ученому вменяется в обязанность при всех условиях сохранять жесткое ядро исследовательской программы за счет изменения, модификации его защитного пояса. Таким образом, связь понятий сохранения и изменения применительно к самому научному знанию оказывается чисто внешней. Поэтому, когда речь заходит об истощении исследовательских программ и замене их другими, обеспечивающими так называемый «прогрессивный сдвиг проблемы», преемственность между ними нарушается и И. Лакатос вынужден лишь эмпирически констатировать дискретную последовательность сменяющих друг друга программ, являющихся результатом конвенции определенной группы ученых.
Рассмотрим теперь модель развития науки, предложенную П. Фейерабендом. Формально позиция П. Фейерабенда примечательна тем, что понятия устойчивости и множественности составляют методологический базис его концепции. Он полагает, что взаимодействие между устойчивостью и множественностью, аналогичное взаимодействию между наследственностью и изменчивостью в живой природе, является тем механизмом, с помощью которого можно объяснить развитие науки. Принцип устойчивости гарантирует сохранение некоторых идей перед лицом возникающих трудностей, в то время как принцип множественности позволяет вводить в знание интеллектуальные новшества. Хотя применение принципа устойчивости ограничивается одной теорией, единицей методологического анализа у П. Фейерабенда является известная совокупность теорий, которую он называет альтернативами. Выбор подобной единицы обосновывается тем, что опровержение (и подтверждение) теории необходимо связано с включением ее в семейство взаимно несовместимых альтернатив. Обсуждение этих альтернатив сразу приобретает первостепенное значение для методологии, и будет включаться в представление той теории, которая, в конце концов, получает признание.
Таким образом, если каждая отдельная теория стремится сохранить устойчивость перед лицом различных аномалий и т. д., то, вместе взятые, эти теории путем взаимной критики основательно расшатывают друг друга, что приводит к возникновению концептуальных мутаций, закрепляющихся затем путем оформления новой теории, получившей признание.
В отличие от Т. Куна, для которого периоды устойчивости, свойственные «нормальной науке», хронологически чередуются с периодами размножения альтернативных концепций, П. Фейерабенд констатирует одновременное сосуществование обеих тенденций в процессе развития знания. Эта концепция может показаться более перспективной. Модель конкуренции теорий введенных П. Фейерабендом предполагает доминируемость победившей, которая лучше объясняет результаты научных фактов.
Литература
1. Хрусталев Ю.М. Философия. М. 2005.
2. Гуревич П.С. Философия М. 2004.
3. Ефремов Е.Е. Философия М. 2004
4. Войтов А.Г. История философии и науки. М. 2006. Учебное пособие.
5. Т. Кун Структура научных революций. М. 1977.
6. Структура и развитие науки. М. 1978.