ТЕМА 7. Монотеизм Древнего мира и Ветхий Завет. Современный иудаизм

Монотеизм, строгое Единобожие — это исторические формы религии Откровения Единого Бога человеку. К ним относятся только иудаизм, христианство и ислам (все прочие формы философического или теософского «единобожия» имеют под собой иные основания и должны быть рассмотрены отдельно).

Рассмотрим подробнее само понятие Единобожия.

Во-первых, Бог в монотеизме — прежде всего самовластная Личность (Persona), вступающая по Своей Воле в диалог с человеком, и тоже как с личностью (персоной). Напротив, в язычестве верховное божество не было Личностью, но чаще всего понималось как некое начало или сила, к-рую желательно магически не трогать, или, если приходится это делать, то крайне осторожно правильно «назвать-заклясть» (напр., в качестве такой «безличной» силы или вещи у стоиков выступает неумолимая Судьба).

С другой стороны, Бог Откровения не есть философский первопринцип мира, из которого происходят некие «истечения». Бог-Личность есть Единый Творец всего видимого и невидимого, будучи по природе неприступным, пребывает в вечности. Поэтому у Него нет имени, к-рое мог бы выговорить человек — это божественное «Ты». Все имена и понятия, применяемые в нашем языке, только обозначают какие-то отдельные свойства Бога («Ты»), но никак не сущность Его. Человек ничего не может знать о Боге, если Тот не пожелает этого, тогда как все тварное Ему открыто. По этой причине Он не вообразим, и невозможно Его изобразить (т.е. перевести в разряд «оно» вместе с вещами этого мира). Здесь имеет смысл остановиться на проблеме, связанной с произнесением имени Бога (YHWH) и попыткой его перевода в тексте LXX. Современные версии его прочтения и понимания смысла.

В-третьих, если Он Единый Творец, то к нему же приходит в конечном счете история всего мира как своей цели. А посему теряет всякий смысл служение (latria) иным богам и силам, но только Единому Богу.

 

В незначительных вариациях (и если мы в академическом смысле нивелируем внутреннюю полемику между ними) все названные нами виды монотеизма характеризуются названными чертами и могут быть названы авраамическими по имени первого человека, внявшего призыву Единого Бога.

Археологически и хронологически это событие относят к XIX в. до н.э. В Книге Бытия говорится, что Авраам послушался Бога, и «вменилось это ему в праведность». Затем Авраам «выходит из земли отцов» и переселяется в Ханаан (совр. Палестина), что на библейском языке м. означать переселение небольшой части народа. Отсюда и своеобразное «самоназвание» нового кочевого племени — «евреи» (с акадск. «человек с того берега реки»).

Однако призвание Авраама — только первый шаг Древнего Израиля на долгом пути к заключению Завета (евр. «Брит»), в условиях к-рого оформляется первая историческая форма монотеизма — древний иудаизм.

Это название образовано от еврейского племенного объединения Иуды — одного из сыновей Иакова, носившего имя Израиль (боровшийся с богом). Оно считалось самым многочисленным среди всех 12 колен израилевых. А при царе Давиде (прим. X в. до н.э.) под именем Иуды произошло окончательное объединение Израильско-Иудейского царства. Сын Давида Соломон отстроил в Иерусалиме Храм для ковчега Завета, ставший главным местом отправления религиозного культа для иудеев (т.е. Южного Иудейского царства). Слово иудей стало часто использоваться как эквивалент этнониму еврей (что сохраняется в европейских языках по сей день). В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия еврейских племен; в более широком — комплекс вероучительных, правовых, этических, и религиозных представлений, определяющих образ жизни и культуру людей, принимающих Тору (Моисеево законодательство) и поклоняющихся Единому Богу Завета.

Понятие Завета предполагает свободное принятие «на равных» основаниях его условий и взаимных обязательств обоими сторонами, что невозможно в магическом религиозном опыте. Отныне Бог и Его народ несут ответственность друг за друга. Сам Авраам и его потомки несколько раз обновляют и дополняют его, а основные события ветхозаветной истории оказываются испытанием на прочность заключенных договоренностей. Главное условие существования Завета — верность человека, а в ответ Бог обещает благоденствие и мировое господство потомков семени Авраама. Центральное место в Завете занимает Декалог (греч. десятисловие) — свод основных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай после исхода евреев из Египта. Нужно заметить, что в греч. переводе LXX они изложены в оптативном наклонении (т.е. нет императивного запрета, но именно условия: «если, то…»), и первой заповедью будет считаться призыв к слушанию Бога: «Шма Исраэль». Религиозный и философский смысл этого порядка истолковывается таким образом, что Израиль вообще есть слышащий и послушный воле Всевышнего. В переводе LXX первая заповедь гласит: «Аз есмь Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов».

Ветхозаветная Пасха — праздник избавления евреев от рабства — имеет определяющее значение для иудаизма по сей день. Чтобы участвовать в нем, для мужчин необходимо ритуальное обрезание, т.е. подтверждение причастности к Израилю (которое сохранилось как обряд в исламе).

Сегодня большинство евреев рассеяния соблюдают только те положения Торы и Талмуда, которые касаются праздников (Моэд) и наиболее распространенных предписаний и запретов (Мицвот). Самые важные из них: 1) шаббат (суббота) – время отдыха и запрета на любую деятельность; 2) рош-га-шана – еврейский Новый год; 3) йом-киппур – день всепрощения; 4) песах – (Пасха) – праздник, знаменующий начало весны и исход народа Израиля из египетского рабства; 5) шавуот и суккот – праздники, посвященные сбору урожая и единения еврейского народа; 6) симхат Тора (радость Торы) – празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге; 7) тиша бе-Ав – пост скорби и траура в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме; 8) ханука – праздник зажигания свечей в честь освобождения Иерусалимского Храма в годы восстания Маккавеев; 9) пурим – праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского пленения. Исторически существовал еще 10-й праздник перевода Торы (LXX), к-рый отменен раввинатом после поражения и уничтожения Иудеи после 135 г.

Истории иудаизма после Вавилонского пленения (586 до н.э.), от строительства Второго храма Эзрой (ок. 440 до н.э.) до восстания Маккавеев и окончательного падения Иудеи в 135 г. относительно спокойна. К этому периоду относятся реформы богослужения в и создание большинства традиционных текстов, составляющих Танах (Тора, Небиим и Кетувим). Возможно тогда появилось большинство установлений Книги Второзакония, определяющих до сих пор жизнь иудеев.

Конец эпохи пророчеств и окончание ветхозаветной истории связано с ожиданием Машиаха (Мессии), который избавит народ от страданий и подчинит все народы иудеям. По пророчествам он должен происходить из царского рода (поэтому Ев. от Матфея начинается с ритмического счета поколений от Авраама до Давида в родословии Иисуса Христа). После потери независимости и разрушения Иерусалима не соблюдается полного цикла религиозных предписаний относительно ритуальной жизни, и иудаизм принимает форму религии Книги (Танаха). Тот текст, к-рый принято называть Масоретским текстом (еврейской Библией) окончательно формируется только к эпохе раннего Средневековья, причем в противовес существующему древнейшему греч. переводу LXX, которым активно пользуется христианская традиция. Начиная со II века формируется традиция комментария на Тору и Танах — Талмуд (Мишна (Повторение), Галаха (Закон), Аггада (Предание), Гемара (Завершение)). Различают Талмуд Иерусалимский (ок. 400 г.) и Вавилонский (ок. 500 г.). Талмуд Бивели (Вавилонский) стал основным источником авторитетного права и богословия. Но большинство его предписаний давно не действует как по причине их архаичности (закон о жертвоприношениях), так и в силу того, что они были вытеснены законами тех стран, где жили евреи.

После 1040 г. раввинистическая эпоха, длящаяся поныне, делится на периоды ришоним (до второй половины XVI в.) и ахароним (от появления кодекса «Шульхан Арух» – практического пособия по Галахе, составленного в середине XVI в. раввином Й. Каро и до настоящего времени). Наряду с рационалистической школой толкования иудаизма (Саади Гаон (Х в.), Моше бен Маймон (Маймонид) (XII в.) и др.) развивались и мистические направления (Мэркава (Божья Колесница), магия ивритских чисел и букв (Сефирот) и Каббала — эзотерическое учение, в к-ром Библия понимается как мир символов и численных значений). Учение еврейской мистики книги «Зогар» (Сияние) появилось прим. в III в. вместе с эпохой гностического брожения эллинистической эпохи и, разумеется, большинством современных школ отвергается.

 

Сегодня невозможно говорить о полном единстве иудейской веры. Появилась необходимость различения нескольких разновидностей иудаизма. С VΙΙΙ в. существует движение караимов, которые не принимают Талмуд, но признают только авторитет Танаха. Из этих настроений в первой половине ХVΙΙΙ в. складывается идеология хасидизма, полагающего смысл веры не в скрупулезном знании Библии и Талмуда, а в искреннем благочестии и страстной молитве.

Если для традиционалистов продиктованные Богом законы Торы считаются непреложными в их буквальном звучании, то для модернистов не менее важным стало человеческое понимание ниспосланной в Торе воли Божьей. Книга – вечно обновляющийся источник, открытый бросаемым вызовам и пересмотру. Более радикальное крыло в 1885 г. объявило, что евреи больше не являются «священной нацией», которая ведет жизнь, полностью отличающуюся от жизни других наций. Существуют также консервативный и либеральный иудаизм.

Популярные в первой половине XIX в. среди интеллектуалов Европы идеи Хаскала (Просветительства) сменяются националистической концепцией сионизма — идеей создания еврейского государства. В современном Израиле своеобразие иудаизма связано с наличием различных этнических общин в еврейской среде (сефарды, ашкеназийцы). Собственные традиции сохраняются у йеменских, североафриканских, немецких, горских и бухарских евреев, различаются хасидские братства, а также общины самаритян и караимов. Хасидизм и сионизм — две разновидности современного иудаизма. Идеи последнего повлияли на решение ООН об образовании в 1948 г. на территории Палестины Израильского гос-ва.