Стольник

Стряпчий

Дьяк

Окольничий

Приказ

Во второй половине XVI в. термин «приказ» возобладал над всеми другими названиями. Наибольшего развития прика­зы достигли в XVII в. Они были центральными исполнитель­ными и судебными органами государства. Длительно действо­вавших приказов имелось до 40, а с кратковременно существовавшими вдвое больше. Наиболее важную роль играли приказы: в области внешней политики — Посольский, в воен­ном деле — Разрядный, в сфере землевладения и прав феода­лов на крестьян — Поместный, по делам о холопах — Приказ холопьего суда.

Придворный чин и должность в русском государстве, существовавшие до начала XVIII в. Второй после боярина чин в Боярской думе

Чиновник, ведавший делопроизводством государственного или местного управления и дипломатических переговоров и служивший за жалованье

Чин придворного, в обязанности которого входило следить за платьем царя и подавать его при облачении государя. Стряпчие выполняли различные поручения царя, служили городовыми и полковыми воеводами, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома.

Старинный русский дворцовый чин, известный с XIII в. Первоначально назначение их было служить за столом царя, подавая ему блюда и наливая напитки в чашки, откуда другое их название — чашники. Чашники великого князя рязанского в XIV в. входили вместе с боярами в состав Боярской дуы. За столом московских государей С. Служили только в торжественных случаях. Обычно определенный С. заведовал подачей отдельных блюд, поэтому число их было большим. Например, в 1664 г. на обеде, данном царем Алексеем Михайловичем в честь английского посла Чарльза Говарда, было 144 С. Им часто поручалось исполнение обязанностей постельничего и сокольничего, во время приема послов они назначались рындами. Старшие из них рассылались по воеводствам, а младшие несли службу в «полку государевом» и по городам при воеводах. Назначались также в Приказы и посылались с разными поручениями: по судебным делам, для «осмотра служилых людей» и др. При перечислении «служилых людей» С. занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков, перед стряпчими. Служба в С. была почетной. Чин существовал до конца XVII в.

 

Рынды,

Старинное звание почетных царских оруженосцев-телохранителей, обыкн. из знатн. молод. людей; отменено 1698 Петром I.

Боярская дума,

Высший совет при князе (с 1547 — при царе) в Русском государстве 10 — начале 18 вв.; состояла из представителей феодальной аристократии. Деятельность Б. д. носила законосовещательный характер. Б. д. участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т.д. С 11 в. Б. д. состояла только из бояр.

Вотчина(отчина)

Владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, в противоположность поместью, как владение на более прочном праве собственности. В течение XV-XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в н. XVIII в. окончательно с поместным. При Иоанне Грозном указами 1562 и 1572 всем князьям запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины. По наследству они могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя. Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно-политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы. Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы; когда же государство стало в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 со всяких 100 четвертей (50 дес. в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника.

Служба с поместий была точно регламентирована; неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621). Указом 23 марта 1714 определено впредь "как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина". Почва для такого слияния подготовлена была как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом - постепенным расширением права пользования поместьями.