Мозговой штурм

Этот метод используется для выработки группой идей по какому-то вопросу. Как правило это вопрос “почему?”, “как?” или “что?”. Например, “почему магазин посещают мало клиентов?”, или “как привлечь большее число клиентов в магазин?” и т.д. Вопрос должен быть сформулирован и одинаково понят всеми участниками мозгового штурма.

Основные правила проведения мозгового штурма:

1. Все высказанные идеи должны записываться, какими бы они не казались глупыми или нереальными. Чем больше идей, тем лучше. Лучше, если записи будут вестись на доске или флипчарте, чтобы все могли видеть уже высказанные идеи.

2. Запрещается критиковать или оценивать высказанные идеи, даже негативными гримасами. Мозговой штурм это генерация, а не оценка идей. Ведущий должен строго следить за выполнением этого правила.

3. Запрещается обсуждать идеи. Обсуждение будет позднее.

4. Можно развивать уже высказанные идеи.

5. Лучше, если идея записана дословно, как она высказана автором.

Рекомендуемое время проведения мозгового штурма ‑ 5-15 минут.

Высказывание идей может вестись двумя способами:

1. Упорядоченно по очереди, когда ведущий последовательно обращается к каждому. При этом за раз высказывается только одна идея. Если идей нет, то человек пропускает свою очередь.

2. Неупорядоченно, когда идеи высказываются по мере их возникновения.

Схема процесса

Существует 4 типа схем процесса. Это: раскрывающаяся схема, детальная схема, схема потока и схема применения. Они описывают разные аспекты процесса. Наиболее часто используется раскрывающаяся схема, о которой будет рассказано ниже. Детальная схема ‑ это более подробная раскрывающаяся схема, в которой учтены все действия процесса. Она требует много времени для построения и применяется только в том случае, если эти трудозатраты оправданы. Схема потока ‑ это схема движения чего либо в рассматриваемом процессе. Например, для оптимального размещения комнат сотрудников на этаже может быть построена схема движения сотрудников при выполнении своих функций по этажу во время рабочего дня. После этого комнаты распределяются так, чтобы сделать это движение минимальным. Схема применения представляет из себя таблицу, в которой строки соответствуют действиям, выполняемым в рамках процесса, а столбцы ‑ исполнителям этих действий. При этом на пересечении строк и столбцов могут ставиться различные значки, чтобы различать кто выполняет это действие, кто проверяет правильность и т.д.

Раскрывающаяся схема это пошаговая схематичная картинка, используемая, чтобы определить основные этапы процесса или описать исследуемый процесс. Она показывает последовательность действий в процессе и обеспечивает единство понимания и терминологии у членов команды, анализирующих процесс. Имея схему процесса, команда может определить места возможных или имеющихся сбоев и выработать меры по их предотвращению. Раскрывающаяся схема также может использоваться для описания нового (измененного) процесса, который собираются внедрить для улучшения качества.

Чтобы построить раскрывающуюся схему надо:

1. Определить основные этапы исследуемого процесса. Их должно быть не более 6-7 (иначе анализ затруднен).

2. Выписать их в виде последовательной схемы в одну стоку наверху листа бумаги или доски.

3. Затем, под каждым этапом перечислить основные действия, входящие в этот этап (опять же, не более 6-7).