Информационное неравенство

В число проблем, привлекающих к себе самое пристальное внимание не только ученых и экспертов, но и политиков на разных уровнях, входит информационное неравенство, называемое также информационным неравенством, цифровым разрывом, информационной асимметрией и т.п. Исследования проблемы неравенства в использовании информации, обсуждающие диспропорции между «центром и периферией», развитыми и развивающимися странами, появились еще в середине 1960–х гг. В 1978 г. от имени Международной комиссии по изучению проблем коммуникации был опубликован доклад, в котором отмечается, что международная система информации демонстрирует глубокий дисбаланс между развитыми и развивающимися странами, характеризующийся доминированием первых во всем информационном цикле, что вызывает оправданное стремление реконструировать весь информационный миропорядок [11]. Эта тема была развита в известном докладе «комиссии МакБрайда», опубликованном ЮНЕСКО [12].

В 1996 г. получило широкую известность предупреждение тогдашнего генерального секретаря МСЭ д-ра П. Тарьянне: «Без действий со стороны мирового сообщества нас подстерегает реальная опасность того, что глобальное информационное общество останется глобальным только в названии, что мир будет поделен на информационно богатых и информационно бедных и что разлом между развитыми и развивающимися странами увеличится до размеров непреодолимой пропасти» [13]. Тогда же по его инициативе был запущен проект по реализации универсального доступа к базовым коммуникационным и информационным сервисам, в котором участвовало несколько специализированных агентств ООН.

Спустя 5 лет ЮНЕСКО в своем всемирном отчете «К обществам знания» заявила о том, что в информационную эру множатся «водоразделы» – как между Севером и Югом, так и внутри каждого общества, и констатировала, что электронно–цифровой разрыв (или разрывы, учитывая все многообразие их проявления) представляет собой невероятно острую проблему, которая будет способствовать усугублению другого, еще более тревожного разрыва – когнитивного, в котором суммируются результаты дисбаланса, наблюдаемого в главных составляющих сферы знания (доступ к информации, образование, научные исследования, культурное и языковое многообразие).

Осознание проблемы «разрыва в цифровых технологиях», собственно, и предопределило проведение ВВУИО. Необходимость ее решения было четко зафиксировано в основных документах ВВУИО [14]. Исследования, проведенные накануне данного саммита убедительно показывали гигантский отрыв «постиндустриальных экономик» (США, страны ОЭСР, Япония и другие) от беднейших стран с точки зрения доступа к ИКТ, в особенности к компьютеру и интернету, и их использования. Они также выявляли неравенство в пределах одного и того же региона, в частности, между Западной Европой с одной стороны и Центральной и Восточной Европой с другой стороны. Отмечалось также неблагоприятное положение некоторых социальных групп (инвалиды, малоимущие, в некоторых странах – женщины) внутри одного общества, порой вполне экономически благополучного. Распространение этой информации повлекло за собой целый ряд инициатив, направленных на сглаживание диспропорций, как в экономически развитых, так и в развивающихся странах.

Существует несколько определений информационного неравенства. В частности, в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оно описывается как «разрыв с точки зрения возможностей доступа к передовым информационно–коммуникационным технологиям» или «разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально–экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях». По мнению экспертов ОЭСР, сам по себе цифровой разрыв не является следствием воздействия ИКТ – напротив, это экономическое неравенство становится «цифровым», потому что неравенство в доступе к ИКТ оказывает воздействие как на индивидуальные субъекты (частные лица, домохозяйства, компании), так и на целые экономики. Для первых это может выразиться как в некоторых неудобствах (например, в необходимости осуществлять платежи физически, а не виртуально), так в более серьезных вещах (например, в потере преимуществ на рынке из–за невладения этими технологиями). Для вторых из–за отсутствия или недостаточного уровня развития инфраструктуры или использования ИКТ он чреват дальнейшим отставанием, так как эффективное функционирование глобальной экономики во все большей степени завязано на использование ИКТ.

В связи с информационным неравенством возникает ряд вопросов: Каковы его природа, причины и масштабы? В каких сферах оно наиболее критично? К каким эффектам оно может привести в краткосрочной и долгосрочной перспективах? Ответы на эти вопросы обсуждаются учеными и специалистами с начала 2000-х гг. и отражены в солидном корпусе работ по экономике, общей и прикладной социологии, футурологии, регионалистике и информатике. Для ответа на первый вопрос необходимо понять, что влияет на использование ИКТ и, соответственно на глубину цифрового разрыва, если это использование является недостаточным. Опираясь на исследования и опыт ОЭСР и Всемирного банка, можно выделить следующие основные факторы такого влияния:

· уровень образования и уровень доходов (они оба являются стимуляторами овладения и использования ИКТ и тесно связаны друг с другом в этом контексте; при сравнимом уровне доходов образование является фактором более активного использования ИКТ);

· структура семьи, размер и тип домохозяйства (в семьях с детьми уровень доступа к компьютеру и интернету значительно выше, чем в бездетных семьях);

· возраст и гендер (наивысшие значения использования ИКТ обычно отмечаются в возрастной группе 35-45 лет, самая высокая динамика использования наблюдается среди молодежи, а в среде пожилых людей уровень проникновения ИКТ, как правило, самый низкий, и эти модели весьма сходны во многих странах; при этом гендерные различия в использовании ИКТ могут быть достаточно существенными в зависимости от страны);

· этнический и культурный фон (в некоторых этнических группах проникновение ИКТ значительно ниже, чем в других, однако часто этот факт бывает в большей степени связан с уровнем образования и уровнем доходов; использованию ИКТ также могут препятствовать религиозные или иные соображения культурного характера);

· языковые барьеры (явное преобладание некоторых языков в Сети вообще и в сфере электронных услуг в частности может служить препятствием для носителей недоминирующих языков);

· контраст между городом и деревней (а также между хорошо обжитыми и труднодоступными территориями) с точки зрения уровня доходов, доступа к рынку труда, развитости бизнеса, развитости ИКТ–инфраструктуры и стоимости доступа к ней, номенклатуры и стоимости электронных сервисов.

К факторам, способствующим усилению цифрового разрыва, безусловно, можно добавить боязнь у большого количества людей негативных последствий использования ИКТ (кибер-преступления, включая мошенничество, вредоносный контент, спам, проблемы сохранности персональных данных и т.п.).

Решение сложной, масштабной и долгосрочной задачи преодоления информационного неравенства начинается с признания необходимости и осуществлении реформирования политики в сфере социально-экономического развития и нормативной правовой базы с тем, чтобы они были направлены на извлечение максимальных социальных преимуществ от распространения и использования ИКТ. Учитывая сказанное выше, направления реформирования в первую очередь должны быть связаны с такими задачами, как:

· укрепление и развитие ИКТ–инфраструктуры, в том числе сетевой;

· развитие конкуренции, являющейся ключом к расширению физического и экономического доступа к ИКТ;

· реализация принципа свободы доступа к информации;

· содействие развитию популярных приложений ИКТ, например, цифрового телевидения (последнего также и как средства доступа к интернету), мобильной связи, а также средств коммуникации, распространения информации и знания;

· расширение доступа к информации, в том числе через публично доступные учреждения (библиотеки, почтовые отделения и т.п.) и центры общественного доступа к ИКТ;

· содействие максимальному распространению ИКТ в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура, наука), в сфере государственного управления и бизнеса (особенно среднего и малого), в домашнем секторе экономики и среди населения;

· развитие электронных услуг (государственных, коммерческих, социальных и других);

· развитие ИКТ–компетенций работников и частных лиц (с особым вниманием к людям с ограниченными возможностями);

· осуществление просветительских кампаний, повышающих осведомленность широкой публики о преимуществах использования ИКТ;

· осуществление мер по укреплению доверия и безопасности в киберпространстве;

· поддержка процессов освоения ИКТ на региональном и местном уровнях (особенно в сельской местности и на удаленных территориях);

· развитие многостороннего сотрудничество заинтересованных сторон.

Нынешний этап развития информационного общества, когда международное сообщество и целый ряд стран приняли действенные меры для сокращения разрыва в доступе к базовым ИКТ, поставил мир перед новым видом неравенства, связанного с широкополосным доступом к интернету. Ее решение лежит в плоскости создания необходимой нормативной правовой базы, обеспечения надлежащего инвестирования, формирования условий, способствующих экономическому росту.