Определение целей тестирования

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА

Лекция 6

 

Процесс создания педагогического теста, который должен стать эффективным, научно обоснованным средством измерения учебных достижений, предполагает ряд этапов.

1. Определение цели тестирования, области содержания, выбор вида теста, подхода к его созданию.

2. Анализ содержания учебной дисциплины и отбор содержания для теста.

3. Определение структуры теста. Разработка спецификации теста.

4. Составление тестовых (предтестовых) заданий.

5. Экспертный анализ содержания и формы тестовых заданий.

6. Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы.

7. Разработка и проведение пробного тестирования.

8. Сбор эмпирических результатов.

9. Статистическая обработка результатов тестирования.

10. Оценка качества тестовых заданий и теста в целом с помощью статистических методов.

11. Корректировка теста по результатам предыдущего этапа.

12. Составление окончательного варианта теста, нормирование (установление норм) и стандартизация теста.

Таксономия (греч. Taxis - расположение по порядку и nomos - порядок) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

Таблица 4

Группы образовательных целей, выделенных разными авторами

Б. Блум И.Я. Лернер О.Б. Епишева
1. Когнитивная, познавательная область (запоминание и воспроизведение изученного, решение проблем, требующих переосмысления имеющихся знаний) Знания о природе, обществе, технике и человеке Учебные (знание, понимание, умения и навыки)
2. Психомоторная область Опыт осуществления способов деятельности (в том числе творческой) Развивающие
3. Аффективная эмоционально-ценностная область (отношение к явлениям окружающего мира, интерес и др.) Эмоционально-чувственный опыт Воспитательные

В последние годы особые осложнения в оценке учебных достижений вызывает смещение акцентов на выявление уровня владения интеллектуальными и практическими умениями, которые, по своей сути, слабо алгоритмизируемы, сложны и неоднозначны при проверке и требуют создания концептуальных моделей, альтернативных существующим.

Из апробированных на практике в настоящее время наибольшее применение находит трехмерная модель, включающая содержание, технику измерения и планируемый уровень познавательной деятельности, необходимый для выполнения заданий теста.

Первая часть этой модели - содержание –обеспечивает содержательное соответствие теста учебным программам. Под второй составляющей – техникой измерения – в основном понимается используемый тип задания. Третьей составляющей модели является познавательная деятельность, на оценку которой направлено измерение.

Детальная разработка категорий познавательной деятельности, требований к уровню ее развития, к проявлению различных уровней сформированности интеллектуальных умений осуществляется в настоящее время в различных странах мира. СОЛО - таксономия (SOLO - Structure of the Observed Learning Outcomes), предложенная в 1982 г., - один из примеров разработки современной структуры познавательной деятельности. В настоящее время СОЛО-таксономия прочно вошла в практику деятельности многих тестовых центров.

Современная модель предлагает качественное описание ответов учащихся. Это означает, что уже на этапе разработки инструментария должна быть четко очерчена познавательная деятельность, лежащая в основе выполнения каждого задания теста. Можно предложить классификацию целей, в основу которой положен уровневый системный подход описания достижений учащихся. Этот подход позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Классификация целей обучения

Первый уровень связан с непосредственным воспроизведением по памяти содержания изученного материала и его узнаванием. Второй уровень предполагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Третий уровень включает применение знаний в незнакомой ситуации.

Конкретизация целей, по мнению М.В. Кларина, должна начинаться с описания направленности воздействия обучения на ученика, прояснения характера воздействия и детализации результатов.

Таким образом, непосредственно для целей создания средств измерения важна конкретизация результатов обучения.

 
 

 

 


Основные категории конкретизированных учебных целей, разработанные М.В.Клариным в несколько измененном виде, удобном для задач измерения, приводятся в таблице 5.

Таблица 5